ИКТ в ДОУ

Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня сама жизнь диктует качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду. Введение компьютера в среду дошкольного учреждения не является целью, ориентированной только на формирование навыков работы с новыми техническими средствами. Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения. Компьютер должен стать частью развивающей среды для дошкольника, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления.

Комплексная система использования ИКТ в педагогическом процессе предполагает использование технологий во всех областях детской деятельности в качестве современного технического средства воспитания и образования детей. Игра в дошкольном учреждении является ведущей детской деятельностью. Она способствует развитию воображения, мышления, речи и других психических функций ребенка. В игре воспитанники учатся понимать друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружающем их мире, постигают все его сложности. Это накладывает большую ответственность на педагогов в выборе игр и игрушек для дошкольников, в том числе компьютерных. В свою очередь, игра на компьютере должна быть обязательно продолжена в реальной жизни в том или ином виде. Для этого нужно  выбирать такие игры, которые согласуются с обычными играми или игрушками: кубиками, логическими загадками и др. Следующее направление — использование ИКТ в целях социально — личностного, патриотического воспитания дошкольников. Эта задача в сегодняшнем сложном мире является одной из главных. Мы должны научить воспитанников быть добрыми, терпимыми, отзывчивыми, любящими всех людей. Для этого надо начать с малого — научить дошкольников любить и уважать своих родителей, близких, Родину. Информационные технологии помогают нам, педагогам, в решении этих задач. Воспитанники старшего дошкольного возраста могут делают на компьютере работы социально-нравственной направленности. Это и свой дворик, и портрет родных, и любимая улица родного города, и Кремль. Эти рисунки ребята продолжают рисовать или строить с воспитателем в группе или дома с мамой. Такие работы можно делать по разным темам. Главное, чтобы они учили добру и сохраняли в детях чистоту. Тогда информационные технологии не будут у дошкольников ассоциироваться с агрессивными играми. Большую роль играют ИКТ в развитии художественно-эстетических и творческих способностей дошкольников. Специальные компьютерные программы, позволяют создавать удивительные творческие рисунки, проекты, сюжеты. Но самое главное, что все задуманное и реализованное на компьютере, воспитанники продолжают создавать своими руками в собственной деятельности. Такой подход открывает широкие возможности для дошкольников в компьютерном и практическом, продуктивном творчестве. В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной. Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ, которая более широко применяется нами — это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Известно, что зачастую тетради на печатной основе, столь любимые детьми, родителями и педагогами, содержат ошибки, иногда довольно грубые. Использование обычных сканера и принтера, а также элементарных навыков работы в любом графическом редакторе позволяет решить эти проблемы. Педагог может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.

Родители воспитанников являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является важным направлением работы нашего учреждения. Педагогическим  коллективом проводятся консультации для родителей воспитанников, мастер-классы, активно используется наглядная информация, проводятся тематические родительские собрания по проблеме: «Ребенок в мире информационных технологий», где в непринужденной беседе педагоги показывают те или иные компьютерные игры, демонстрируют, как они влияют на развитие логического мышления, ориентирования в пространстве и т. д. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаются успехи детей, предлагаются конкретные рекомендации. Благодаря использованию ИКТ, в учреждении появилась новая форма взаимодействия с родителями группы — «Электронная родительская почта», рассматриваемая в сетевом информационно-образовательном пространстве как средство дистанционного общения. Данный проект открывает новые возможности развития учреждения во внешнем и во внутреннем взаимодействии, помогает создать сплоченный коллектив педагогов и родителей, объединяя их в единую образовательную команду. С помощью электронных писем с прикрепленными звуковыми файлами активно ведется подготовка к культурно-досуговой деятельности: заучивание детьми стихов, песен, прослушивание музыкальных произведений, пение песен под фонограммы, которые получает родитель на свой электронный адрес от педагогов ДОУ. Данная работа особенно зарекомендовала себя в условиях, когда по ряду причин воспитанники не посещали детский сад (эпидемия ветряной оспы, сильные морозы), а для подготовки к утренникам оставалось мало времени. Посредством электронной почты создается возможность общения родителей с педагогами, консультирования по вопросам воспитания и коррекции речи дошкольников. Особенно это востребовано родителями, которые по ряду причин не имеют возможности встретиться с педагогами лично. При использовании ИКТ мы крайне осторожно и внимательно подходим к критериям отбора нововведений, стараемся учитывать интересы и потребности развития самих дошкольников, рассматриваем самые разнообразные комбинации соотношений в содержании воспитательно-образовательном процессе детского сада. Таким образом, можно констатировать, что компьютер — это одно из средств решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Руководствуясь главным принципом педагогики «не навреди детству», работающий с дошкольниками педагог должен быть не только профессионален и компетентен, но главным образом, вести политику грамотного применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. Человечеству доступно еще одно средство развития, и его надо профессионально и умело использовать. Хочу такой сайт

Литература: 1.      Горвиц, Ю. М. Зачем нужны компьютеры в детском учреждении? [Текст] / Ю. М. Горвиц // Информатика и образование. — 1994. — № 3. — С. 99–103. 2.      Интеграция традиционных и компьютерных игр в дошкольном образовании [Электронный ресурс] // URL:http://www.superinf.ru/view_article.php (дата обращения: 04.08.2014) 3.      Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / под ред. Ю. М. Горвица, [и др.] — М.: Линка-Пресс, 1998. — 328 с. 4.      Петку, Г. П. Педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссерской игре с применением компьютерных средств [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Г. П. Петку. — М.: [б. и.], 1992. — 192 с. 5.      Сиденко, А. Игровой подход в обучении [Текст] / А. Сиденко // Народное образование. — 2000. — № 8. — С. 134–137. 6.      Тараненко, О. Ю. Модель предметно-ориентированной компьютерной среды развивающего обучения детей дошкольного возраста [Текст]: дис. … канд. пед. наук / О. Ю. Тараненко. — СПб.: [б. и.], 1999. — 235 с. 7.      Чайнова, Л. Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде [Текст] / Л. Д. Чайнова // Детский сад от А до Я. — 2003.  

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83013358230

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».