ПРИНЯТО Решением заседания Педагогического Совета Протокол от «01» сентября 2021г. УТЕРЖДЕНО Приказом заведующего МБДОУ Детский сад «Тополёк» от «01» сентября 2021г. №___23_______ _______________________ ( подпись) (Литвинцева С. А.) Рабочая программа воспитания МБДОУ детский сад «Тополёк» на 2021-2025 учебный год Содержание Наименование разделов Стр. Пояснительная записка 2 I Целевой раздел 3 1.1 Цели и задачи Программы воспитания 3 1.2 Принципы и подходы построения Программы воспитания 4 1.3 Требования к планируемым результатам освоения Программы Воспитания II Содержательный раздел 5 2.1 Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания 2.1.1 Патриотическое направление воспитания 7 2.1.2 Социальное направление воспитания 9 2.1.3 Познавательное направление воспитания 10 2.1.4 Физическое и оздоровительное направления воспитания 12 2.1.5 Трудовое направление воспитания 13 2.1.6 Эстетическое направление воспитания 14 2.2 Особенности реализации воспитательного процесса в МБДОУ Детский сад «Тополёк» 2.3 Взаимодействие педагогического коллектива с семьями Воспитанников III. Организационный раздел 15 3.1 Общие требования к условиям реализации Программы воспитания 3.2 Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОУ 19 3.3 Организация предметно-пространственной среды 22 3.4 Кадровое обеспечение воспитательного процесса 23 3.5 Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы Воспитания 3.6 Примерный календарный план воспитательной работы. 24 7 8 17 19 20 25 1 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Тополёк» (далее Программа воспитания) разработана на основе требований Федерального закона от 31 июля2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Назначение Программы воспитания – решение проблем гармоничного вхождения дошкольников в социальный мир и налаживания взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре Программы воспитания находится личностное развитие воспитанников, формирование у них системных знаний и представлений о Родине. Одним из результатов реализации программы является приобщение воспитанников к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение воспитанниками личностных результатов (целевых ориентиров), указанных в ФГОС: - проявление воспитанниками патриотизма, чувства гражданской принадлежности и социальной ответственности; - уважительное нравственным отношение ценностям, воспитанников историческим и к социокультурным и духовно - национально-культурным традициям народов нашей страны; - овладение начальными знаниями о себе, семье, обществе, государстве, мире; формирование социально-значимых качеств личности; - активное участие в социально-значимой деятельности. Программа воспитания разработана с учетом культурно-исторических, социальноэкономических, демографических особенностей региона, запроса семей и других субъектов образовательного процесса и реализует деятельностный подход к воспитанию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования. Программа воспитания является структурной компонентой основной образовательной программы МБДОУ Детский сад «Тополёк», содержит 3 раздела: целевой, содержательный и организационный. Программа воспитания МБДОУ Детский сад «Тополёк» разработана с учетом Примерной программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. 2 1. Целевой раздел 1.1. Цели и задачи Программы воспитания Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, тру д, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания - всестороннее личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества через: - формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; - овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; - приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Для достижения общей цели воспитания для каждого возрастного периода формируются задачи воспитания: 1. В воспитании детей возрастного периода до 3 лет - развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям; - формировать умение ориентироваться в человеческих отношениях, чувствовать и осознавать доброжелательное замечать изменения настроения, и недоброжелательное эмоционального отношение состояния окружающих, близкого взрослого, сверстника, проявлять внимание и сочувствие; - формировать умение входить в устойчивые игровые объединения детей, использовать в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства эмоциональной экспрессии для выражения радости, восторга, грусти и др. состояний. - развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, знакомить с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; - содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни; - формировать стремление быть причастным к труду взрослых, оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах 3 деятельности; - формировать представления о своей семье, улице, селе. 2. В воспитании детей возрастного периода от 3 до 8 лет - обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе; - формировать коммуникативную и социальную компетенцию; - развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе; - поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества; - воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма; - углублять представление детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни; - формировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы; - развивать предпосылки многообразии жанров, восприятия художественных и понимания произведений литературных произведений искусства и в музыки, интерес к русскому языку и языкам других народов; - поощрять проявления морально-волевых качеств. 1.2. Принципы и подходы построения Программы воспитания Программа воспитания носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Программа воспитания является современной интегративной программой, реализующей антропологический, деятельностный подходы к воспитанию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования. Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы: Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей ценностью, на уважение к его персоне, достоинству и защиту его прав на свободу и развитие. Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, 4 сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение. Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона. Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни. Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения. Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения. Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Данные принципы реализуются в укладе образовательной организации. 1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем. На уровне дошкольного образования не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной непосредственной (мониторинга), и оценке, не программы в том являются дошкольного числе основанием в виде для их образования педагогической формального не подлежат диагностики сравнения с реальными достижениями детей». 1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до 3 лет) 5 Портрет ребенка раннего возраста (к 3-м годам) Направление воспитания Патриотическое Ценности Показатели Социальное Родина, природа Человек, семья, дружба, сотрудничество Познавательное Знание Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру. Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо» . Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д. Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе. Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. Физическое Здоровье и оздоровительное Трудовое Труд Этикоэстетическое Культура и красота 1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам) Направление воспитания Патриотическое Ценности Родина, природа Показатели Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, 6 близким людям. Социальное Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла, дружба, принимающий и уважающий ценности семьи и сотрудничество общества; правдивый, искренний; способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку; проявляющий зачатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Познавательное Знание Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом; проявляющий активность, самостоятельность, субъектную инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании; обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. Физическое Здоровье Владеющий основными навыками личной и и общественной гигиены, стремящийся соблюдать оздоровительное правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. Трудовое Труд Понимающий ценность тру да в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности; проявляющий трудолюбие и субъектность при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. ЭтикоКультура и Способный воспринимать и чувствовать эстетическое красота прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве; стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности; обладающий задатками Раздел II. Содержательный 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; 7 речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. 2.1.1. Патриотическое направление воспитания Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народ у России в целом(гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия, ощущения принадлежности к своему народу, сознания собственной востребованности в родной стране. Патриотическое нравственного направление чувства, воспитания которое строится вырастает из на идее патриотизма культуры человеческого как бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия « патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты: – когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России; – эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом; – регуляторно-волевой, обеспечивающий у корененность в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России. Цель нравственно-патриотического воспитания - всестороннее развитие нравственнопатриотического потенциала дошкольника через построение целостного педагогического процесса российской в дошкольном системы учреждении общественного на основе синтеза опыта традиционной дошкольного образования и обобщения, систематизация, интеграция достоверных, научно-исторических материалов. Задачи патриотического воспитания: 1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа; 2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа; 3) воспитание уважительного соотечественникам и отношения согражданам, к народу представителям России всех в целом, народов своим России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; 8 4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе. Кроме того в МБДОУ Детский сад «Тополёк» педагогами ставится дополнительные задачи: - расширять представления детей о Республике Бурятия, ее достопримечательностях и достижениях, о природе родного края; - развивать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, к своему селу; - расширять представления о родном селе Бичура, русских, семейских и бурятских традициях и промыслах, о знаменитых людях Родного края. Формы организации патриотического воспитания: - личный пример воспитателя, любящего свою работ у, свою улицу, город, страну; - рассказ; - объяснение в том числе с показом нужных объектов; - беседы; - разучивание русских песен, стихотворений, пословиц, поговорок и т.д.; - знакомство с народной росписью; - наблюдение за окружающим миром; - использование детских художественных произведений, картин и иллюстраций. 2.1.2. Социальное направление воспитания В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах отношения семьи, группы. ребенка Формирование к социальному правильного окружению ценностно-смыслового невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к 8 годам положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления. Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создании условий для реализации в обществе. Выделяются основные задачи социального направления воспитания. 9 1. Задачи, связанные с познавательной деятельностью детей. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях. 2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. 3. Формировать и поддерживать положительную самооценку ребенка, уверенность в собственных силах, возможностях и способностях. 4. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. Основные направления воспитательной работы в социализации: – организация сюжетно-ролевых игр (в семью, в команду и т. п.), игр с правилами, традиционных народных игр и пр.; – организация групповых форм в процессе продуктивной деятельности, обучение детей умению работать в группе сверстников, готовности и способности к совместным играм; - организация коллективных проектов о заботе и помощи; – создание доброжелательного психологического климата в группе; – воспитание у детей навыков поведения в обществе; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 2.1.3. Познавательное направление воспитания Значимым для воспитания является формирование целостной картины мира ребенка, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Задачи познавательного направления воспитания: 1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы; 2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний; 3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет источники, дискуссии и др.). Направления деятельности воспитателя: – совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, 10 проведения опытов(экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг; – организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми; – организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию, различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования. Основная форма работы в данном направлении – организованная образовательная деятельность. Реализация педагогами ДОУ воспитательного потенциала организованной образовательной деятельности предполагает следующее: - установление доверительных отношений между воспитателем и воспитанниками вверенной ему группы, способствующих позитивному восприятию воспитанников требований и просьб педагога, привлечению их внимания к предоставляемой информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение воспитанников соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения с педагогами и сверстниками; - использование воспитательных возможностей содержания организованной образовательной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в группе; - применение во время организованной образовательной деятельности интерактивных форм работы воспитанников: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию дошкольников; дидактического театра, где полученные знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают дошкольникам возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат дошкольников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - проведение организованной взаимодействия, которое образовательной деятельности в форме игрового помогает поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогает 11 установлению доброжелательной атмосферы во время занятия; - организация шефства мотивированных (и показывающих высокие результаты в той или иной области) воспитанников над одногруппниками, имеющими трудности в достижении высоких результатов продуктивной, игровой или иной деятельности, дающего дошкольникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности дошкольников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст дошкольникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией. 2.1.4. Физическое и оздоровительное направления воспитания Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок. Задачи по формированию здорового образа жизни: 1) укрепление: закаливание организма, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды, укрепление опорно-двигательного аппарата; 2) развитие: развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и безопасного образа жизни; 3) сохранение: организация сна, здорового питания, воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности и выстраиванию правильного режима дня. Направления деятельности воспитателя: – организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада; – создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни; – введение оздоровительных традиций в ДОО. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и нормальным социальным 12 ожиданиям окружающих людей. Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство и постепенно онистановятся для него привычкой. Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: – формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи; – формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела; – формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом; – включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру. Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков ведется в тесном контакте с семьей. 2.1.5. Трудовое направление воспитания С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны. Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду и трудолюбию, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания. 1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, а также познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. 2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. 3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). 13 При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы: – показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников; – воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием; – предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия; – собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности; – связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям. 2.1.6. Эстетическое направление воспитания Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом представления не столько о культуре личным, поведения сколько усваиваются общественным. ребенком вместе Конкретные с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания. формирование культуры общения, поведения, этических представлений; воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, их влиянии на внутренний мир человека; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми; воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов; развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности; формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его. Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, 14 интересами, удобствами; воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах; воспитывать культуру речи (называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом); воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду. Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта, развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка. Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее: – выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества; – уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОУ; – организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.; – формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке; – реализацию вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в МБДОУ Детский сад «Тополёк» МБДОУ Детский сад «Тополёк» расположен в сельской местности в п. Сахарный завод Бичурского района Республики Бурятия. Детский сад функционирует с 08:400 до17:00 часов по пятидневной рабочей неделе в режиме сокращенного рабочего дня. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. Программа воспитания реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в МБДОУ. 15 В организации используется гибкая модель режима дня, т.е. в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья, а также по мере совершенствования профессионального мастерства педагогов и формирования навыков и умений у детей. Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Социокультурное пространство образовательного учреждения доступно и разнообразно. Ближайшее окружение – Дом Культуры, районная библиотека. Школа №5 С большинством их перечисленных учреждений успешно организованно социальное сотрудничество - заключены ежегодные договора и соглашения о сотрудничестве. Контингент воспитанников В МБДОУ Детский сад «Тополёк» настоящее время в детском принимаются дети в возрасте от 1,5 до 7 лет. В саду общеразвивающей направленности. функционируют одна разновозрастная группа Содержание Программы воспитания учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательной организации. Социальный статус родителей Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Коллектив ДОУ создает доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество. В МБДОУ Детский сад «Тополёк» воспитательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. объединяются №1155. в целостный В связи процесс с на этим основе образование и воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы МБДОУ Детский сад «Тополёк» является обеспечение условий обогащенного, всестороннего развития и воспитания каждого ребенка в разных видах деятельности. Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется и как самостоятельная форма работы с детьми, и как эффективное средство и метод развития, воспитания и образования в других организационных формах. Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее 16 содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей. Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с дополнительных целью занятий активизации с пассивных воспитанников, отдельны мидетьми, которые организации нуждаются в дополнительном внимании и контроле. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. 2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей, способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка, обеспечение права родителей (законных представителей) на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей: - изучение отношений педагогов и родителей к различным вопросам воспитания и развития детей, условиям организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; - знакомство педагогов и родителей (законных представителей) с лучшим опытом воспитания в детском аду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; - информирование друг друга об актуальных задачах воспитания детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; - создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; - привлечение семей воспитанников к участию в совместных с детьми и педагогами мероприятиях, организуемых в детском саду, районе, городе области; - поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. 17 Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи дошкольного учреждения. Основные формы и направления работы с родителями (законными представителями) Непосредственное общение Опосредованное общение -социально-педагогическая диагностика с - информационные стенды для родителей использованием бесед, анкетирования; - буклеты, папки-передвижки; - дни открытых дверей; - интернет-сайт детского сада; -собрания-встречи, ориентированные на - электронная почта детского сада; знакомство с достижениями и - странички детского сада в социальных трудностями воспитанников; сетях- Одноклассники, ВК, Вайбер; - беседы; -рекомендательные памятки, буктрейлеры - консультации; на актуальные темы. - онлайн-собрания; - проведение совместных праздников и развлечений; - совместные экскурсии и походы. Формы просвещения родителей (законных представителей) - общесадовские родительские собрания; - групповые родительские собрания (в том числе онлайн); - родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; - мастер-классы педагогов; - проектная деятельность; - индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей; - участие родителей возникновения острых в педагогических проблем, консилиумах, связанных с собираемых образованием и в случае воспитанием конкретного ребенка; В МБДОУ Детский сад «Тополёк» для установления доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами широко используются различные формы совместной деятельности, таки как: - тематические праздники; - тематические выставки рисунков; - тематические выставки поделок; - утренники и концерты; - театрализованная деятельность; - семейные праздники для семей с детьми раннего возраста; - благоустройство территории детского сада и группы; 18 - спортивные праздники и соревнования. Раздел III. Организационный 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания ДОУ обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих: создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в нем готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для детского сада воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования; обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной среды; оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания; современный уровень материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания; учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка; - создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников; - системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности. Материально-технические условия реализации Программы: - соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; соответствуют правилам пожарной безопасности; - средства воспитания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям развития детей; 19 - помещения оснащены развивающей предметно-пространственной средой. Состояние материально-технической базы учреждения соответствует санитарно- гигиеническим и педагогическим требованиям и позволяет на оптимальном уровне реализовывать задачи воспитания. Территория ДОУ приспособлена для реализации Программы воспитания: оборудование и инвентарь соответствуют особенностям каждого возрастного этапа, обеспечивают охрану и укрепление здоровье детей с учетом особенностей их развития. В ДОУ имеются одна групповая комната, с соответствующей развивающей предметно пространственной средой, разделенной на центры развития детей, группе имеются туалет, моечная, приемная. На территории имеются прогулочный участок с игровым оборудованием, спортивная площадка с необходимым спортивным оборудованием. На территории растут разнообразные деревья, разбиты цветники, что позволяет вести сезонные наблюдения за изменениями в природе, а так же решать задачи трудового воспитания детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Воспитательная деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия. Основным признаком эффективного педагогического взаимодействия является взаимосвязь всех педагогов ДОУ, направленная на развитие личности ребенка, социального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой. 3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОУ. Событие – это единица воспитания. Это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работ у, он должен быть направлен взрослым. Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно 20 реализуемые проекты воспитательные и события пр. Планируемые проектируются и подготовленные в соответствии педагогом с календарным планом воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией развития конкретного ребенка. Проектирование событий в ДОУ возможно в следующих формах: – разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детсковзрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.); – проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России; – создание творческих детско-взрослых проектов. Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. В МБДОУ Детский сад «Тополёк» в годовой цикл включены: Развлечение «День знаний», Спортивно - музыкальный праздник «Осенние гуляния на Покров», Развлечение «Осенние приключения», Праздник «День Матери», Новогодние утренники «Любят елку малыши», Акция с родителями «Кормушки для птиц», Обрядовый праздник «Зимние Святки», Праздник ко Дню защитников Отечества «наши храбрые мальчишки», Развлечение «как на масленичной неделе», Утренник «Я так хочу, чтобы мама улыбалась», Спортивный праздник «Веселись, играй, здоровье укрепляй!», Спортивный праздник «В стране веселых мячей», «День Победы - праздник дедов!» Характер проводимых мероприятий является в первую очередь социально-активным, формирующим у участников позицию активного гражданина, прилагающего усилия для блага других 3.3. Организация предметно-пространственной среды Окружающая ребенка предметно-развивающая среда ДОУ, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ребенка, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает 21 настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком ДОУ. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-развивающей средой ДОУ как: - оформление интерьера помещений ДОУ ( коридоров, групповых, раздевалок и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок дошкольников на посещение ДОУ; - размещение в групповых раздевалках регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ дошкольников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; - фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в ДОУ (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, встречах с интересными людьми и т.п.); - оборудование спортивной и игровых площадок, доступных и приспособленных для дошкольников разных возрастных категорий, зонирование групповых помещений, позволяющее разделить пространство группы на центры активной деятельности и тихого отдыха; - благоустройство групповых помещений, осуществляемое воспитателями вместе с воспитанниками, способности, позволяющее создающее детям повод проявить для свои длительного фантазию общения и творческие воспитателя с воспитанниками вверенной ему группы; - акцентирование внимания дошкольников посредством элементов предметно- развивающей среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях ДОУ, традициях, правилах. Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; - свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Оборудование основных помещений ДОО в соответствии с основными направлениями развития воспитанников. Патриотическое направление воспитания - патриотические центры в группах содержатся карта России, гимн России, альбомы для рассматривания, развивающие игры: 22 «Наша родина-Россия», «Наша родина», «Мы живем в России», демонстрационный материал. Социальное направление воспитания - развивающие игры и пособия, центры уединения, атрибуты, сюжетно-игровое оборудование, художественная литература, музыкальные центры, телевизоры, аудиозаписи. Познавательное направление воспитания - центры познавательного оборудование деятельности для исследовательской лаборатории), материалы для разного и опытной вида развития, детей (мини конструирования, центры природы, речевые центры, дидактические и развивающие игры, настольно - печатные игры, игры для развития логического мышления. Физическое и оздоровительное направление - спортивные центры с необходимым спортивным оборудованием для двигательной упражнений, формирования у детей активности детей: общеразвивающих основных движений, подвижных игр, соревнований, спортивный инвентарь и оборудование из нетрадиционного материала. Различное оборудование и инвентарь для проведения утренних гимнастик и закаливающих и профилактических процедур. Трудовое направление воспитания - групповые уголки «Уголок дежурства», в которых находится различный инвентарь для уборки, оборудование для ухода за растениями. Альбомы для рассматривания «Все профессии важны!», «Пословицы и поговорки о труде». Этико-эстетическое направление воспитания- центры творчества, центры художественно-продуктивной музыкально-художественного деятельности, театры разных видов (настольный, кукольный, бибабо, перчаточный), музыкальные центры, музыкальные инструменты, демонстрационный материал, дидактические игры. 3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса В МБДОУ детский сад «Тополёк» работают 1 педагог Детский сад разделяют те ценности, которые заложены в основу Программы воспитания. Воспитатель, а также другие сотрудники детского сада являются: – примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и поведения; – побуждают детей к общению друг с другом, поощряют даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; – поощряют детскую дружбу, стараются, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; – заботятся о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; 23 – содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, учат проявлять чуткость к сверстникам, побуждают детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; – воспитывают в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); – учат детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; – воспитывают в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение; - обеспечивают защиту детей от всех форм физического и психического насилия; - поддерживают родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Поэтому все педагоги соблюдают нормы профессиональной этики и поведения. Педагоги детского сада проходят курсы повышения квалификации на регулярной основе. 3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации программы воспитания в ДОУ включает: - Федеральный закон от31 июля2020 г. №304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от17.10.2013г, (ФГОС ДО). Основные локальные акты: - Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ Детский сад «Тополёк»; - План работы на учебный год; - Рабочая программа воспитания в ДОУ; -Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности в ДОУ; -Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОУ (штатное 24 расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в ДОУ) 3.6. Примерный календарный план воспитательной работы. План воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по следующим этапам: - погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр) разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты; - организация события, которое формирует ценности. События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть интегративными. 25