0 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «БИЧУРСКИЙ РАЙОН» МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК» Согласовано: Начальник МУ Бичурское РУО _________ Ламуев В. С. Утверждено: Заведующей МБДОУ детский сад «Тополек» __________ С.А. Литвинцева приказ № ___________2019 г. Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Тополек» Бичурского района на 2019-2024 г п. Сахарный завод 2019г. 1 Содержание Оглавление Пояснительная записка…………………………………………………………...3 Информационная справка о ДОУ………………………………………………..4 Паспорт программы………………………………………………………………6 Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа..………….....7 Концепция Программы развития………………………………………………..13 Прогнозируемый результат реализации программы Развития ……………....16 Основные мероприятия по реализации Программы..……………………….....18 Ожидаемые результаты Программы…..…………………………………….......22 Условия реализации приоритетных направлений программы …………..........23 Оценка результатов Программы..……………………………………………….24 2 1. Пояснительная записка Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ Детский сад «Тополёк» является официальным рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности учреждения. – Это система действий для достижения желаемого результата развития учреждения, его приоритетного направления предоставление образовательных услуг в соответствии с ФГОС ДО. Программа направлена на повышение качества воспитания и обучения в МБДОУ Детский сад «Тополёк» в соответствии с ФГОС ДО, предполагает активное участие всех участников педагогического процесса в ее реализации – руководителей учреждения, педагогов, детей и их родителей (законных представителей). Программа развития определяет цель, задачи, направления и предполагаемые результаты развития МБДОУ Детский сад «Тополёк» в соответствии с ФГОС ДО («Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Целевыми установками ФГОС ДО, образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательной услуги, рост профессиональной компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг. Творческая группа разработала программу развития. Новая редакция программы Развития МБДОУ Детский сад «Тополёк» была принята на общем собрании работников. Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников в образовательных и иных услугах, а также с учетом возможных рисков, возможных в процессе реализации программы. 3 ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Тополёк» функционирует с 2001 года и является муниципальным бюджетным образовательным учреждением с 2012 г., созданным в целях выполнения работ или оказания услуг в сфере осуществления образовательного и воспитательного процесса, реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Тополёк» МБДОУ Детский сад «Тополёк» Полное наименование Сокращенное название Юридический адрес Организационно – правовая форма Учреждения: Тип учреждения Режим работы Заведующий Управление Учреждением Учредительные документы Модель МБДОУ (количество групп, структурных подразделений, дополнительных помещений, Основная цель детского сада Детский решает следующие задачи: сад 671370, Республика Бурятия, Бичурский район, с. Сахарный завод, ул. Заводская,3 Телефон 8 (30133)58230 e-mail: litvintsevasvetlana@mail.ru Сайт: bur-topol.tvoysadik.ru Муниципальное учреждение Бюджетный Пятидневная рабочая неделя с 08.00 до 17.00, выходные дни суббота, воскресенье Литвинцева Светлана Алексеевна Администрация учреждения, педагогический совет, собрание трудового коллектива • Лицензия на осуществление образовательной деятельности • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детского сада «Тополёк» В дошкольном учреждении функционирует 2 группы. Из них (на 2018-19 учебный год): Разновозрастная группа (1,5 – 7 лет) -28 детей Группа кратковременного пребывания – 5 детей Воспитательно-образовательная работа с детьми 1,5 - 7 лет, обеспечивающая равные стартовые возможности развития всех детей. - Обеспечение условий для социальной адаптации детей; - Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; - Осуществление познавательно-речевого, социальноличностного, художественно-эстетического и физического развития детей в соответствии с реализуемой программой - Определение направлений индивидуально-ориентированной педагогической, психологической помощи детям от 3 до 7 лет на основе мониторинга развития; - Обогащение предметно-игровой среды образовательного учреждения, с целью создания благоприятных условий для воспитательно- образовательной работы; - Разработка и внедрение эффективных форм взаимодействия взрослого и ребёнка; - Построение взаимодействия с семьей по принципу партнерства для 4 Детский сад реализует следующие направления в системе дошкольного образования: Детский сад осуществляет Систему комплексного мониторинга развития детей: Детский сад использует комплексный подход в организации педагогического процесса, включающий блоки: Работа с социумом Характеристика дополнительных образовательных услуг. обеспечения полноценного развития ребенка; - Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам; - Создание комфортности пребывания детей, родителей и сотрудников в учреждении; - Совершенствование материально-технической базы педагогического процесса. - Познавательное развитие; - Речевое развитие; - Социально-коммуникативное развитие; - Художественно-эстетическое развитие; - Физическое развитие - Здоровья; - Физического развития; - Психического развития -Мониторинг (в течение года – предварительный, промежуточный, итоговый); -воспитательно-образовательный (преемственность в работе специалистов, создание оптимальных условий успешного усвоения программ и т.д.); -педагогической помощи родителям (консультационнометодической помощи семье, пропаганда педагогических знаний Взаимодействие с: -учреждениями здравоохранения; - социальными структурами: социальный отдел, комиссия по делам несовершеннолетних и опеке; -учреждениями культуры: сельская библиотека средняя школа, Бичурский ДДТ, муз, , сельский ДК Введение и реализация дополнительных образовательных услуг позволит повысить качество воспитательно-образовательного процесса, осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом индивидуального темпа развития каждого ребенка 2.Паспорт программы развития Наименование Программы Статус программы Ответственный исполнитель Программы развития Авторы – Программа развития на 2019 – 2022 г. муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Тополёк» (далее ДОУ) Нормативный документ ДОУ. Нормативная модель совместной деятельности педагогического коллектива определяющего исходное состояние системы, образ желаемого будущего состояния, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Тополёк» Творческая группа: заведующий, педагоги МБДОУ 5 разработчики программы Основания для разработки Программы Проблема Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ; Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996 – р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Устав образовательного учреждения; СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 78 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нём Устав МБДОУ Д/с «Тополёк» Примерная основная образовательная программа дошкольного Образования МБДОУ Д/с «Тополёк» Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях, заданных ФГОС ДО, основными ориентирами которого являются: • повышение социального статуса дошкольного образования; • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования и государственных гарантий уровня и качества ДО на основе единства обязательных требований; • сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня ДО; • объективное ухудшение здоровья поступающих в детский Сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования; • недостаточная готовность и включенность родителей в управление качеством образования детей через общественногосударственные формы управления; • необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий; • необходимость расширения сферы дополнительных образовательных услуг. 6 Цели Программы Задачи программы Сроки и этапы реализации Программы Финансовое обеспечение программы Принципы реализации программы 1. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребёнку дошкольного возраста с учётом потребностей и возможностей социума. 2. Определение перспективных направлений развития ДОУ в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами 3.Повышение качества образования через внедрение современных педагогических и информационно - коммуникационных технологий в контексте с требованиями ФГОС ДО. Задачи: • Разработать концепцию образовательного пространства ДОУ в режиме развития; • Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных; • Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов; • Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность; • Обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования; • Обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов; • Совершенствованиесистемы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; • Использование возможностей сетевого взаимодействия целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; • Развитие способностей и творческого потенциала каждого Ребенка через расширение сети дополнительного образования; • Развитие системы управления ДОУ на основе включения родителей в управленческий процесс; • Разработать механизмы оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития. Программа реализуется в период 2019-2023гг. в три этапа: Первый этап- 2019-2020 год – организационно - подготовительный этап (создание условий для реализации программы); второй этап- 2021-2022 годы - практический этап (работа по преобразованию существующей системы); третий этап- 2022-2023 год - итоговый: аналитическиинформационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении). • эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств; • спонсорская помощь, благотворительность; • программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы; • информационной компетентности участников образовательного 7 Развития процесса о происходящем в ДОУ: целевые установки доводятся до каждого участника педагогического процесса путем обсуждения и принятия соответствующих решений на педагогическом совете ДОУ; • вариативности, предполагающей осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития ДОУ; • включения в решение задач программы развития всех субъектов образовательного пространства. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ, КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА «ТОПОЛЁК» Необходимость разработки программы развития МБДОУ на период 2018-2022 годов обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социальноэкономической ситуации этого периода в Российской Федерации. Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. В Концепции досрочного социально-экономического развития РФ на период до 2023 года представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования. Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня направлено не только на приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ Программа развития МБДОУ Детского сада «Тополёк» направлена на решение следующих проблем: 1. Структура управления МБДОУ. Управление детским садом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом детского сада является заведующий, который осуществляет текущее руководство деятельностью детского сада. Общее собрание работников детского сада является коллегиальным органом управления, в состав которого входят все работники, для которых детский сад является основным местом работы. В целях привлечения родительской общественности к активному участию в жизни детского сада, укрепления связей между детским садом и семьей, реализации прав родителей на участие в управлении детским садом создаются групповые Родительские комитеты и общий Родительский комитет. В состав Родительских комитетов входят 8 родители (законные представители) воспитанников, заинтересованные в совершенствовании деятельности детского сада. Члены Родительских комитетов осуществляют свои полномочия на добровольной и безвозмездной основе. Деятельность Родительских комитетов осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, законодательством Российской Федерации и регламентируется Уставом МБОУ. Механизм управления нацелен на обеспечение единства действий, координации и согласованности всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей и педагогов, а также на стимулировании деятельности сотрудников, экономию ресурсов и времени. Создана атмосфера, в которой приоритет отдается гуманным отношениям, доверию, возможностям личностного роста. Это позволяет успешнее прогнозировать и обеспечивать личностный рост взрослых и детей и проектировать дальнейшие перспективы развития учреждения. Проблемное поле: Неготовность коллектива к активному участию в управленческой деятельности, инертность перед новыми активными формами работы. Низкая активность Совета родителей. Несовершенство нормативно-правового сопровождения и ресурсного обеспечения. 2. Образовательная деятельность ДОУ. В МБДОУ детский сад «Тополёк» дошкольное образование осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой образовательного учреждения, разработанной в соответствии ФГОС ДО и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М. В образовательной деятельности педагоги используют современные инновационные технологии, в том числе здоровьесберегающие (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, применение нетрадиционного оборудования и др.); проектная деятельность, игровые технологии, использование проблемных ситуаций. Качество образовательных услуг, оказываемых в ДОУ, находится на достаточном уровне, о чем свидетельствуют отзывы родителей воспитанников ДОУ. По результатам педагогической диагностики в соответствии с ФГОС ДО в познавательном развитии воспитанников отмечается значительное накопление информационного багажа об окружающем мире, осмысление понятий о знаках, символах, времени. У детей старшего дошкольного возраста достаточно хорошо развита познавательная активность, логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). Хорошему освоению знаний способствует организация непосредственно образовательной деятельности с использование разнообразных форм и видов детской деятельности: развивающие игры, игры-экспериментирования, совместная деятельность педагогов с детьми, создание предметно-развивающей среды. Для более эффективного осуществления образовательной деятельности необходима организация индивидуального подхода. Особое внимание при организации образовательного процесса отводится работе с родителями, которая включает в себя: адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия, знакомство с лицензией, Уставом ДОУ, ООП и другими локальными актами); выявление потребностей, интересов и возможностей семьи, разработка системы мероприятий и подбор дифференцированных форм работы; совместные с родителями праздники и развлечения, проекты, акции и другие мероприятия. Анализ степени удовлетворенности качеством образовательного процесса взрослых субъектов образовательного процесса показывает, что: 9 большинство родителей положительно оценивают качество предоставляемых образовательных услуг , просветительских услуг (87,5%); о качестве физкультурно оздоровительных услуг высказались только 90% опрошенных; большинство из педагогических работников использовании инновационных технологий. (88%) отмечают трудности в Проблемы, выявленные в организации образовательной деятельности ДОУ: в связи с переходом на новую основную общеобразовательную программу педагоги испытывают затруднения методического характера и недостаток практического опыта; современные инновационные технологии применяются воспитателями не в системе, педагоги недостаточно транслируют опыт применения современных методов обучения и воспитания дошкольников; недостаточное внимание уделяется индивидуальным особенностям дошкольникам; идет вытеснение игры как основного вида деятельности дошкольника; неготовность педагогов организовывать образовательный процесс на основе учета интересов и потребностей детей; преобладание репродуктивных форм организации образовательного процесса, тормозящих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала воспитанника; снижение уровня мотивационной готовности детей к школе; несогласованность требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей, недостаточная грамотность родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей. не в полной мере удовлетворяются запросы родителей в предоставлении дополнительных образовательных услуг. Работа по единой регламентированной программе приводит к единообразию и традиционности форм, содержания и методов педагогического процесса, ограничивает возможности для педагогического творчества. Педагоги в своей работе в большей мере ориентируются на усредненные нормативы развития, характерные для того или иного возраста, не обращая внимания на индивидуальные особенности воспитанников. Организованные формы работы с детьми занимают более 30% от общего времени, предпочтение отдается групповым формам работы (занятия, групповые развлечения и игры). Педагоги учреждения отдают предпочтение традиционным формам работы с детьми в ущерб развивающим, испытывают затруднения в ведении образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации образования, ориентируются на усредненные показатели развития группы. 3. Кадровое обеспечение образовательной деятельности ДОУ. Для эффективной организации образовательной деятельности ДОУ необходимы педагоги, готовые к переобучению, постоянно совершенствующие свое профессиональное мастерство, проявляющие инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Количество педагогических сотрудников по штатному расписанию - 1, фактическое количество –1, воспитатель-1, музыкальный руководитель –1 на 0,25ст. Кадрами ДОУ обеспечено. Имеют категории-1, первая категория - 1педагог. Основу педагогического персонала в детском саду составляют специалисты с очень маленьким стажем работы, для которых характерны инициативность, творческий подход. Однако, отсутствие педагогического опыта вызывает трудности в работе. 10 В ДОУ есть педагоги, способные работать в инновационном режиме, стремящиеся к обобщению и транслированию своего опыта, готовые к повышению квалификационной категории. Проблемы кадрового обеспечения образовательной деятельности ДОУ: большинство педагогов имеют недостаточный опыт работы по данной профессии; инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических и проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им достойно представить опыт своей работы; использование педагогами стандартных, классических форм работы с детьми и родителями; отсутствие системы в использовании технологий развивающего обучения, в организации интегративного процесса во взаимодействии с разнообразными видами детской деятельности; применение одних и тех же приёмов работы с детьми и родителями, имеющими разные потребности; низкий уровень владения ИКТ некоторых педагогов и умения применять их в образовательном процессе и отсутствие компьютеров в ДОУ недостаточное владение навыками ведения необходимой документации в соответствии с ФГОС. Таким образом, остаются актуальными проблемы, связанные с деятельностью педагогов по трансляции передового педагогического опыта, освоением и применением ИКТ в образовательном процессе, с трудностями перехода от консервативной учебной модели к партнерской совместной деятельности детей и взрослых, ведением документации в соответствии с ФГОС. 4. Программно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ДОУ. Предметно-развивающая среда ДОУ В настоящее время ДОУ осуществляет образовательный процесс с детьми по Основной общеобразовательной программе ДОУ, выстроенной с учетом программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС ДО. Программа предусматривает воспитание и развитие детей по пяти образовательным областям: речевая, познавательная, социально - коммуникативная, физическая и художественно-эстетическая. Образовательный процесс в ДОУ строится в соответствии с учебным и годовым планом, годовым календарно-учебным планом, перспективным планированием и календарным планированием педагогов. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, базируется на использовании парциальных программ: - «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д. Маханева -«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой. -Цветные ладошки И.А.Лыкова -Народное искусство – детям Т.С. Комарова -Проектная деятельность Каждая группа имеет групповое помещение, приѐмную, кухонный блок, туалетную комнату. Групповые комнаты включают игровую, познавательную, обеденную зоны. Группы оборудованы необходимой мебелью, мягким инвентарѐм. При оформлении групповых ячеек 11 воспитатели исходят из требований федерального государственного стандарта и безопасности используемого материала для здоровья детей. В ДОУ воспитанники обслуживаются Сахарно-заводским ФАПом ГБУЗ Бичурская ЦРБ. Пищеблок состоит из трех блоков: блок сырой продукции, вареной продукции и готовой продукции. Оборудование пищеблока соответствует требованиям СанПиН и Роспотребнадзора. В МБДОУ Детский сад «Тополёк» доступ к электронным ресурсам сети интернет, осуществляется за счет личных флеш-модемов и ноутбуков. В ДОУ имеются участки для прогулок оформленные, оборудованные для осуществления двигательной активности на участке. На территории детского сада имеются зоны для проведения образовательной деятельности на прогулке: игровые площадки, беседки, клумбы. Для организации мероприятий имеется ноутбук, музыкальный центр. Есть кабинеты заведующего. Проблемы программно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности ДОУ: • недостаточно дополнительных методических и наглядно-дидактических материалов; • недостаточно игрового оборудования для организации игровой деятельности детей в группах детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО к предметноразвивающей среде. • -мультимедийного и развивающего оборудования. 5. Здоровьесбережение в ДОУ Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей. В детском саду проводится работа по улучшению состояния здоровья воспитанников и внедрения современных здоровьесберегательных технологий. С детьми организуются тематические, игровые занятия и игры с валеологической направленностью, экскурсии, тематические досуги и развлечения, театрализованная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, педагогическое проектирование, оздоровительно-игровые часы. Посещаемость и заболеваемость детей регулярно анализируется заведующим и педагогическим коллективом ДОУ. В детском саду осуществляется контроль за выполнением режима дня, выполнения двигательного режима, графика проветривания. В учреждении была выстроена система взаимодействия с учреждениями здравоохранения, обеспечивающая профилактику и коррекцию нарушений состояния здоровья как у воспитанников ДОУ, так и у сотрудников детского сада (плановые профилактические осмотры, диспансеризация). В работе с родителями особое внимание уделяется консультативной помощи, оформлению тематических стендов, проведению дней открытых дверей, дней здоровья с участием родителей, индивидуальное консультирование по текущим проблемным вопросам, совместные проекты по формированию у детей ЗОЖ, совместные спортивнооздоровительные мероприятия. Поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса способствует и соблюдение требований СанПиНа при организации образовательного процесса в ДОУ, при пополнении предметно-развивающей среды и укреплении материально-технической базы учреждения, при организации лечебно-профилактической физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, организации питания, соблюдение санитарно-гигиенических требований (профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия). 12 Проблемы организации работы по здоровьесбережению в ДОУ: . все чаще в учреждение поступают дети, имеющие предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов; . рост числа взрослых (как сотрудников ДОУ, так и родителей воспитанников) с низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни; 5. Социальное партнерство МБДОУ Детского сада «Тополёк» Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными партнерами. Как и любое другое, наше дошкольное образовательное учреждение, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. В установлении прочных связей с социумом мы видим один из путей повышения качества дошкольного образования, как главного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовно- нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс: - способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми; - поднимает статус учреждения; - указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. В конечном итоге это и ведёт к повышению качества дошкольного образования. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным безопасным. Взаимоотношения мы стараемся строить с учетом интересов детей, родителей и педагогов. Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показал, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом, что послужило основой для примерного содержания этой работы, которое представлено ниже. Взаимодействие с учреждениями здравоохранения Цель: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с Сахарнозаводским ФАПом ГБУЗ Бичурская ЦРБ Задачи: 1. Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы. 2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий. 3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса. МБОУ СОШ №5 13 Цель: Создание преемственности в организации образовательной системы ДОУ со школой. Выработка общих подходов к оценке готовности ребенка к школе с позиции самоценности дошкольного возраста. Задачи: • Обеспечение преемственности в образовании (совместные педагогические советы воспитателей ДОУ и учителей начальных классов) • Ознакомление дошкольников со школьной жизнью через специально организованный цикл занятий, экскурсий в школу, совместных праздников • Родительские собрания с приглашением представителей школ • Посещение педагогами детского сада открытых уроков в школах ГИБДД • Профилактика детского травматизма на дорогах города. • Пропаганда соблюдения правил дорожного движения детьми и взрослыми • Повышение компетентности педагогов и родителей. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения района • Обмен опытом образовательной работы с детьми • Творческая группа по разработке и реализации плана работы с родителями, чьи дети не посещают ДОУ • Организация и проведение совместных воспитательных мероприятий для детей. • Участие в методических объединениях, семинарах. Взаимодействие с учреждениями культуры и спорта Цель: Формирование целостной социокультурной системы Задачи: • Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры и спорта для создания единой социокультурной педагогической системы. • Осуществлять интегрированный подход к воспитанию и формированию нравственных ценностей в системе «ребенок-педагог-родитель». • Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса. • Проведение тематических встреч и праздников со старшими дошкольниками. Проблемное поле: - Инертность близлежащих учреждений образования, родителей воспитанников, населения. Рост количества взрослых, не интересующихся воспитанием и развитием детей. - Слабая реакция педагогической системы детского сада на потребности и возможности внешней среды, замкнутость на внутренних проблемах. -Кадровый дефицит. Таким образом, разработка Программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве, социально-экономической жизни страны и целевых ориентиров и связано с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов и требования ФГОС ДО. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА «Тополёк» Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей 14 действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии. Программа составлена на основе анализа имеющихся условий, ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений и требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является определение перспективных направлений развития ДОУ в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами социально-экономического развития МОСП «Еланское»; а также повышение качества образования через внедрение современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в контексте с требованиями ФГОС ДО. Инновационный характер Программы развития МБДОУ Д/с «Тополёк» реализуется через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно–ориентированной модели организации педагогического процесса в условиях требований ФГОС ДО, позволяющей ребёнку успешно адаптироваться и реализовать себя в социуме, развивать его социальные компетенции в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности МБДОУ Д/с «Тополёк», соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка. Ценность качества образовательной деятельности для МБДОУ Д/с «Тополёк» напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям). С другой стороны - профессиональное создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе, и в системе дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Исходя из всего вышесказанного, основными задачами Программы развития деятельности МБДОУ Д/с «Тополёк» являются: Разработать концепцию образовательного пространства ДОУ в режиме развития; Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных; Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов; Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность; Обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования; Обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов; Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; Реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в речевом и эмоционально-волевом развитии; 15 Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение сети дополнительного образования; Развитие системы управления ДОУ на основе включения родителей в управленческий процесс; Разработать механизмы оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития. Предоставления услуг для групп кратковременного пребывания детей в ДОУ В основу планируемых изменений в педагогической системе положены принципы реализации Программы, позволяющие внедрить и результативно использовать гибкие организационные формы преобразований в ДОУ: Гуманизации, что предполагает ориентацию взрослых на личность ребѐнка посредством повышения уровня профессиональной компетенции педагогов; обеспечения заинтересованности педагогов в результате своего труда; изменения организации предметноразвивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей и требованиям ФГОС ДО; изменения содержания и форм совместной деятельности с детьми, введения интеграции различных видов деятельности. Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей специалистов, родителей в воспитании и образовании детей. Дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех систем образовательной деятельности. Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей. Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случаи процесс познания протекает как сотрудничество. Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Принцип научности предполагает использование современных разработок педагогической науки и лучшего передового опыта специалистов в точном соответствии с их содержанием; Здоровьесберегающий принцип обеспечивает приоритет укрепления здоровья каждого дошкольника в процессе всех видов деятельности, основанный на целостном представлении о соматическом и психологическом здоровье детей и на устранении стрессогенных факторов, связанных с социальными и климатическими условиями. • Участниками реализации Программы развития МБДОУ Д/с «Багульник» являются педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур, воспитанники ДОУ. Основными направлениями деятельности МБДОУ Д/с «Тополёк» в рамках Программы развития являются: 1. Совершенствование структуры управления ДОУ. 2. Повышение качества образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. 3.Повышение компетентности педагогов ДОУ. 4.Программно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ДОУ, обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. 5.Совершенствование системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ. 16 6.Построение системы социального партнерства МБДОУ Д/с «Тополёк» ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА «ТОПОЛЁК» 1. Для воспитанников и родителей: - каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста в условиях, заданных ФГОС ДО; - хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования; - обеспечение индивидуального педагогического и медико–социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ; - каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля в образовательной деятельности ДОУ, возможность выбора платных дополнительных программ развития; - качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребѐнка в школе; - система дополнительного образования доступна и качественна. 2. Для педагогов: - каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства; -квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника; - поддержка инновационной деятельности. 3. Для МБДОУ Детского сада «Тополёк» - будет налажена система управления качеством образования дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО; - органы государственного и общественного самоуправления учреждением способствуют повышению качества образования детей и расширению внебюджетных средств; - развитие сотрудничества с другими социальными системами; - налажены связи с научно–методическими объединениями; - будут обновляться и развиваться материально–технические и медико–социальные условия пребывания детей в учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Реализация программы позволит сделать процесс развития МБДОУ Д/с «Тополёк» более социально–ориентированным и адаптированным к условиям, заданным ФГОС ДО. Программа будет реализована в 2018-2022 годы в три этапа: 1-й этап (2018-2019г.) - Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы): разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; создание условий (кадровых, материально-технических и т.д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2-й этап (2019-2020гг.) – Практический этап (работа по преобразованию существующей системы): 17 апробирование модели, обновление содержания, организационных форм, педагогических технологий; постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой; периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с Программой; коррекция мероприятий. 3-й этап (2021-2022г.) Итоговый (аналитически-информационный этап): мониторинг эффективности реализации программы; аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении; реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; Элементы риска развития программы МБДОУ Д/с «Тополёк». При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски: недостаточный образовательный уровень родителей воспитанников, недостаточная компетентность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей затрудняет получение детьми с хроническими заболеваниями качественного дошкольного образования, переход на новую программу развития МБДОУ Д/с «Тополёк» может создать психологическое напряжение у части педагогического коллектива, Управление и корректировка программы осуществляется педагогическим Советом МБДОУ Д/с «Тополёк». Управление реализацией Программы осуществляет заведующий МБДОУ Д/с «Тополёк». 18 ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДОУ Д/С «ТОПОЛЁК» № 1 2 3 1 Содержательные характеристики Мероприятия Период реализации, годы 1. Совершенствование структуры управления ДОУ Нормативно-правовое 1.Корректировка имеющейся базы 2019-2020г обеспечение нормативно-правового обеспечения в корректировка в соответствии с ФГОС; соответствии с ФГОС 2.Разработка новых необходимых По мере локальных актов; Необходимости Оценка готовности ДОУ к работе в 2019г. соответствии с ФГОСДО Формирование новой ООП 1.Разработка системы контроля 2019г. качества оказываемых образовательных в соответствии с изменениями системы услуг образования, запросов 2019-2020гг 2.Подбор и апробация диагностических семей воспитанников, материалов, позволяющих общества. контролировать качество образования (на основе ФГОС ДО) По мере 3.Внесение изменений основной Общеобразовательной программы ДОУ необходимости в соответствии с изменениями системы образования, запросов семей воспитанников, общества. 1.Обеспечение открытости участия Усиление роли родителей Постоянно органов самоуправления в управлении и признание за ними права ДОУ через официальный сайт участия при решении 2.Выявление образовательных вопросов 2019-2024гг потребностей и интересов родителей и управления их учет при решении вопросов управления 3.Привлечение родителей к управлению По мере образовательным учреждением через необходимости работу Совета ДОУ, Родительского комитета. 2. Повышение качества образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО 1.Проведение системы методических Организационное, научно2019-2020гг мероприятий по вопросам реализации методическое, ФГОС ДО и основной консультационное и экспертное сопровождение общеобразовательной программы учреждения разработки нового 2.Разработка системы планирования содержания образования в (ежедневного, перспективного, в соответствии с основными направлениями соответствии с реализуемыми модернизации российского Общеобразовательными программами и проектами) образования 3.Разработка и реализация проектов и 2019-2024г программ, соответствующих инновационному направлению развития ДОУ. 2019-2024г 4.Создание мониторинга оценки качества образования в ДОУ. 19 2 3 4 5 1 2 Обеспечение индивидуального подхода к детям с особыми образовательными потребностями Внедрение системы инновационных образовательных технологий Разработка индивидуальных образовательных маршрутов 2019-2024г 1.Разработка системы мотивационных 2019-2024г мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность 2.Проведение семинаров, практикумов, мастер-классов, открытых мероприятий с трансляцией опыта по применению инновационных технологий 1.Разработка и проведение Предоставление 2019-2024г анкетирования родителей по дополнительных выявлению запросов в области образовательных услуг с учетом запросов родителей предоставления ДОУ дополнительных образовательных услуг 2.Расширение спектра дополнительных образовательных услуг по разным направлениям 3.Создание системы оценки качества предоставления дополнительных образовательных услуг 1.Создание условий взаимодействия Создание системы 2019-2024г ДОУ и семьи, разработка циклограммы консультирования и мероприятий по консультированию сопровождения родителей семей воспитанников 2.Разработка методических материалов и выбор форм взаимодействий с родителями воспитанников 3. Кадровое обеспечение образовательной деятельности ДОУ 1.Изучение качества профессиональной Создание условий для деятельности и определение личных повышения уровня 2019-2024гг потребностей сотрудников в обучении профессиональной 2.Составление индивидуальных компетентности педагогов перспективных планов повышения квалификации педагогов 3.Обучение педагогов на курсах повышения квалификации 4.Активизация работы с молодыми По мере педагогами через организацию необходимости наставничества 5.Подготовка и сопровождение аттестации педагогических и руководящих работников 1.Организация обучения педагогов Повышение 2019-2024г применению всех форм планирования в компетентности образовательном процессе педагогов в вопросах 2.Организация обучения педагогов ведения документации написанию рабочих программ в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада 3.Организация обучения педагогов составлению индивидуальных 20 3 4 1 маршрутов сопровождения развития воспитанников с особыми образовательными потребностями 1.Стимулирование самообразования Вовлечение педагогов в 2019-2024г педагогов инновационную 2.Участие членов педагогического деятельность коллектива, и подготовка воспитанников к участию в конкурсах разного уровня; муниципальном, региональном, федеральном 3.Организация методического сопровождения педагогов для обеспечения соответствия требованиям 4.Профессионального стандарта педагога в ДОУ 5.Введение системы транслирования педагогического опыта воспитателей через проведение открытых просмотров занятий, мастер-классов и других инновационных форм, и методов работы с детьми и родителями 6.Обобщение опыта и публикации в СМИ и печатных изданиях, создание собственной газеты (информационного вестника) 1.Подключение к сети Интернет Повышение ИКТ2019-2024г в методическом кабинете и компетентности педагогов 2.Создание электронных документов в образовании (планирование, диагностики, отчеты, организация детской деятельности, рабочие листы, «портфолио» детей и педагогов т.д.) 3.Повышение квалификации педагогов на региональном уровне 4.Повышение - компьютерной грамотности педагогов через обучающие семинары- практикумы «Использование ИК- технологий в работе с детьми 5.Создание персональных страниц в сети интернет 4. Программно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ДОУ. Предметно-развивающая среда ДОУ 1.Приобретение игрушек и Обеспечение По мере образовательного процесса методического обеспечения в поступления соответствии и основной дополнительными финансировани общеобразовательной программой ДОУ программно я и дополнительными образовательными методическими программами материалами и наглядно2.Пополнить учебно-методический дидактическими комплект к программе «От рождения до пособиями, школы» игровым и техническим 3.Приобретение оборудования в оборудованием соответствии с программой «Доступная среда» 21 2 1 2 3 1 2 1.Постоянное отслеживание состояния пространственной предметно- разевающей среды в соответствии с ФГОС ДО, ее модернизация и развитие 2.Проведение ежегодных смотрконкурсов по развитию предметнопространственной среды всех групп с участием родителей 5. Здоровьесбережение в ДОУ 1.Составление программы Совершенствование мероприятий по системы здоровьесбережению здоровьесберегающей 2.Привлечение социальных партнеров к деятельности учреждения мероприятиям по здоровьесбережению с учетом индивидуальных (Детско - юношеская спортивная школа особенностей Бичурского района) дошкольников 3.Создание системы эффективного контроля за внедрением в работу ДОУ Здоровьесберегающих технологии 2019-2024гг 1.Система информирования родителей в группах по вопроса здоровьесбережения 2.Внедрение активных форм работы с семьей (мастер -классы, круглые столы, семинары-практикумы, консультации) 3.Развитие разнообразных, эмоционально насыщенных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада (конкурсы, соревнования, проекты и др. формы работы) 4.Ведение странички здоровья на сайте ДОУ 1.Оборудование физкультурной Развитие предметноплощадки на улице пространственной среды 2.Пополнение предметноДОУ в рамках пространственной среды ДОУ здоровьесбережения спортивным инвентарем и оборудованием 6. Социальное партнерство МБДОУ Д/с «Тополёк» 2019-2024г Развитие предметнопространственной среды ДОУ Совершенствование системы работы с семьей по здоровьесбережению Расширение спектра взаимодействия ДОУ с социокультурными учреждениями района для формирования социально адаптированной, успешной личности Обеспечить функционирование ДОУ как открытой системы 2019-2020г 2019-2024г 2019-2024г По мере поступления финансировани я 1.Заключениедоговоров с Центром детского творчества Бичурского района включение совместных мероприятий в план работы ДОУ 2019-2024г Создание информационнокоммуникативной среды посредством использования сайта ДОУ, трансляции опыта работы ДОУ в СМИ 2019-2024г 22 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Мы предполагаем, что в результате реализации Программы развития МБДОУ Д/с «Тополёк» должны произойти существенные изменения в следующих направлениях: 1. Обеспечение качества образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 2. Создание гибкой управленческой системы с активным участием родительской общественности. 3. Рост личностных достижений всех участников образовательного процесса. 4. Развитие педагогического потенциала. 5. Улучшение материально-технического обеспечения и предметнопространственной среды ДОУ для реализации программы дошкольного образования. 6. Доступность системы дополнительного образования. 7. Расширение образовательного пространства через сотрудничество с социокультурными учреждениями села, района. Реализация приоритетных направлений Программы позволит создать: инновационный потенциал и климат в педагогическом коллективе, включенность педагогов в экспериментальную и поисковую деятельность; качественно, эффективно и продуктивно реализовать образовательную программу и улучшить систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ Д/с «Тополёк» с учетом личных потребностей детей, родителей, педагогов; совершенствовать систему педагогического мониторинга; создать продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообщества; обновить содержание и технологии дошкольного образования; построить динамичную, безопасную развивающую среду. Ожидаемые социальные эффекты Программы развития МБДОУ Д/с «Тополёк»: • Повышение качества образовательного процесса. Преодоление дефицита учебно-методических материалов и повышение уровня компетентности педагогов. Улучшение качества реализации образовательной деятельности и распространение опыта работы. Повышение уровня компетенции педагогов. Улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в конкурсном движении. Уменьшение процента текучести кадров в коллективе. Распространение педагогического опыта. Участие ДОУ в районных, республиканских, федеральных проектах. Привлечение общественных организаций как партнеров детского сада к совместному решению проблем образования детей дошкольного возраста. Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях ребенка и получение обратной связи. Обучение родителей взаимодействию с ребенком в домашних условиях. Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье. Возрождение традиционного семейного воспитания здорового ребенка, укрепление внутрисемейных отношений, оздоровление семьи, ведение здорового образа жизни, 23 доступная медицинская, психологическая и педагогическая помощь по проблемам молодой семьи. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ Организационные Организация временных творческих групп для реализации Программы развития; Внесение изменений и дополнений в ООП; Обсуждение Программы с родительской общественностью. Кадровые Расширение деятельности по распространению ППО в системе образования района; Обеспечение высокого уровня личностного и творческого потенциала всех сотрудников детского сада; Расширение вариативной системы непрерывного повышения квалификации кадров; Поиск новых форм стимулирования успешной профессиональной деятельности и творческой инициативы, прогнозирование положительных результатов. Материально-технические Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, безопасной и здоровьесберегающей среды помещений и участков; Дидактическое оснащение программы «От рождения до школы» и программ дополнительного образования; пополнение спортивного оборудования и технического оснащения; Разработка адресных программ по оснащению и ремонту групп и кабинетов; Оформление помещений с учетом инновационных технологий дизайна и современных санитарно-гигиенических, безопасных и психологопедагогических требований. Социально-культурные Расширение сотрудничества с социальными партнерами; Обновление форм сотрудничества с родителями воспитанников. Нормативно - правовые и финансовые Формирование пакета локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения по выполнению Программы Финансовое обеспечение при реализации Программы требуется на: расходы на оплату труда работников, реализующих Программу; расходы на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио и видеоматериалов, средств обучения, в том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметнопространственной среды, приобретения обновляемых образовательных ресурсов, в том числе, расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение комплекта средств обучения и подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, расходы, связанные с дополнительным 24 профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности; иные расходы, связанные с реализацией Программы. Научно-методические Учет современных ориентиров дошкольного образования и передового педагогического опыта Д/с «Тополёк» Обеспечение научно-методического и информационного сопровождения реализуемых программ; Разработка мониторинга качества образовательного процесса ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ РАЗВИИЯ И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ Контроль по внедрению Программы организуется и проводится в определенной последовательности с использованием алгоритма контроля. Цель контроля - объект контроля- разработка плана контроля - сбор информации первичный анализ изученного – выработка рекомендаций - проверка исполнения рекомендаций. Изучение конечных результатов реализации Программы включает в себя несколько этапов: Сбор информации с помощью воспитателей, родителей, воспитанников (в виде анкетирования, тестирования - взрослые, в процессе наблюдений воспитанники). Изучение документации. Обработка полученной информации. Обсуждение на педагогическом совете, их анализ и интеграция. Утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педагогического процесса; Совете МБДОУ - способов взаимодействия ДОУ и семьи. Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта. Разработка рекомендаций. По каждому направлению Программы развития оценка результатов будет осуществляться с учетом специфики направления. Механизм оценки отдельного направления будет разработан в ходе реализации Программы. Информация о реализации программы будет размещаться на сайте образовательного учреждения 25