Утверждено: Заведующей МБДОУ детский сад «Тополёк» __________ С.А. Литвинцева Программа по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников Разработали: воспитатель Федотова Т.Ф 2022-2023 Содержание программы: Пояснительная записка Актуальность Цели, задачи программы Этапы реализации программы Ожидаемые результаты Механизмы реализации программы Результативность Выводы Список литературы Пояснительная записка П За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И воспитатели очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Программа «Взаимодействия с семьями воспитанников» направлена на активизацию родителей к совместной работе в группе, обогащение педагогического опыта по воспитанию детей. Для успешной реализации программы детский сад располагает такими ресурсами как: - квалифицированные специалисты; - оборудованная группа; -методические и дидактические материалы для организации совместной деятельности; - современные технические средства (проектор, экран, компьютер, DVD-плеер, телевизор). Ценность программы состоит в наличии теоретического и практического материала, направленного на повышение педагогической культуры родителей и установление доверительных контактов между семьей и детским садом через внедрение нетрадиционных форм организации общения. Актуальность В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года). Настоящая программа разработана для того, чтобы повысить педагогический статус семьи в воспитании ребенка. В процессе формирования у родителей активной позиции в воспитании ребенка, важное значение отводится обучению разнообразным формам взаимодействия с ним, наблюдению и оценки его реакции и поведения. Взаимодействие с родителями строится на личностно-ориентированном подходе, т.е. с учетом их жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения). Чтобы позитивно влиять на желания той или иной семьи, участвовать в педагогическом процессе, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка. Отношения «воспитатель-родитель» основаны на принципах сотрудничества и свободы выбора. Сотрудничество с родителями не должно быть ограничено только педагогической пропагандой, при которой семья рассматривается лишь объектом воздействия, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. Принципиально важными являются привлечение родителей к участию в деятельности образовательного учреждения, активизации их педагогического самообразования, консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детско-родительских отношений. Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ требует иных линий отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - это общее «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, оценивать. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка. Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка. Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными. Становление родительства - кропотливый и нелегкий труд. Специалисты в области детско-родительских отношений (А.А.Бодалев, З.Матейчик) важнейшим показателем качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Нарушение связей в семье непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребенка (А.И.Захаров). По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л.А. Абраманян, В.П.Дуброва). Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей. При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются: неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу; педагогическая и психологическая неграмотность; нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания; нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка. Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания: основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком; правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы; как поступать в критических ситуациях. Цель программы Установление сотруднических отношений с родителями, совместный поиск положительных опор в качествах личности ребенка. Задачи программы 1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. 2. Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи. 3. Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ. 4. Практическая работа по использованию традиционных и новых форм взаимодействия с семьей с целью вовлечения родителей в педагогический процесс, обучение их методам и приемам взаимодействия с ребенком в домашних условиях. 5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Этапы реализации программы Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа: Этап I «Организационный» Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы. На данном этапе: подбор и изучение методической литературы по теме; планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями; разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику; подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы; определяются места проведения мероприятий; продумывается техническое оснащение мероприятий; изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационнопросветительской направленности (памятки, буклеты). Этап II «Основной» Цель: реализация программных мероприятий. Этап III «Аналитический» Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию программных мероприятий; определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников. Ожидаемые результаты Для родителей: активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей; повышение степени участия родителей в разработке и отборе; повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада; повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей. Для педагогов: обобщение и распространение опыта работы с семьей; умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы Механизмы реализации программы 1.1Формы общения педагогов с родителями воспитанников В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогические знания. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи. К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например посещение семьи. Особенность беседы - активное участие и воспитателя, и родителей. Наглядно-информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ и игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Можно выделить четыре направления по вовлечению родителей в совместную педагогическую деятельность по воспитанию детей. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Цель: изучение семьи ребенка, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами для согласования воспитательного воздействия на ребенка. Формы работы: - анкетирование, опрос Цель: изучение статуса семьи, выяснение условий воспитания и воспитательнопедагогических потребностей родителей. - Беседа Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам, создавать доверительные отношения с родителями. Методы работы: - обсуждение общего состояния развития ребенка; - разъяснение конкретных мер оказания родителям помощи и объяснение необходимости участия их в общей системе педагогической работы; - обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка. В ходе беседы и опроса исключается прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Содержание беседы должно быть лаконичное, значимое для родителей, преподноситься таким образом, чтобы побудить собеседников к высказываниям. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия, начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить к непосредственно главным темам. Родитель может внести свои предложения по работе, или дать оценку ее работе в удобное для себя время на сайте детского сада и других приложениях таких как Вайбер , ВК, Телеграм и т.п. На основании этих записей ответственные по направлению корректируют работу, а руководитель детского сада имеет возможность сделать выводы о вопросах, беспокоящих родителей и об эффективности работы руководителей направлений и служб. - Родительские собрания. Цель: информирование родителей о результатах работы с ребенком на занятиях, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях как в детском саду, так и дома. (видеосюжеты); организация взаимной поддержки родителей, наблюдение за динамикой развития не только своего ребенка, но и других детей. На родительских собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами, методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. На обсуждение выносятся 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Собрания проводятся 1 раз в квартал. Тема определяется через анкетирование или опрос родителей. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетенции. Формы работы: - Консультирование. Цель: формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга педагогических представлений и знаний; привлечение родителей к конкретным мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника воспитательнообразовательного процесса. Формы проведения консультаций: - квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; - обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; - практическое консультирование по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящее воспитательно-обучающую направленность . - Семинары-практикумы (имеют две части: теоретическую и практическую). Цель: повышение уровня родительской компетенции, обучение приемам воспитательнопедагогической работы с ребенком. Методы работы: - демонстрация фрагментов занятий, комментирование их содержания; - совместная деятельность с детьми; - Конференции, круглые столы. Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На конференции, заседания приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. ДОСУГОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Цель: укрепление чувства взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга, как между детьми, так между родителями и воспитателями. Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Формы проведения мероприятий: - праздники; - спортивные досуги; - совместные проекты; - выставки; НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Цель: информирование родителей о предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Предлагаемая информация располагается в родительском уголке. Это могут быть: - режим дня, меню, сведения об учреждении; - папки-передвижки; - стенд с фото «Наши дела»; - копилка Добрых дел; - ответы на вопросы родителей; - теоретическая информация и практические рекомендации по одной теме; - доска достижений и деятельности детей (рисование, лепка и др.); - библиотека-передвижка (подбор педагогической литературы); Наряду с традиционными методами и нетрадиционными формами работы с родителями в программе используется кратковременный метод проекта. В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит эмоциональный контакт, творческое взаимодействие. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу. Результативность По результатам первого этапа выполнения программы по взаимодействию педагогов ДОУ с родителями воспитанников в 2021-2022 учебном году повысился уровень сотрудничества родителей с ДОУ в вопросах формирования здоровья детей, их эмоционального и социального развития. Возросла оценка родителей программных задач игровой и художественной деятельности. Повышается приоритет познавательно-речевого развития и заинтересованность родителей по этому разделу программы. Резко возросло сотрудничество родителей и педагогов по вопросам продуктивной деятельности. Подводя итоги анкетирования второго этапа диагностики, можно сделать вывод о том, что возросло число родителей заинтересованных в рекомендациях педагогов ДОУ. Родители стремятся к поиску необходимой информации, а персонал ДОУ имеет авторитет среди них. Общей для ДОУ и родителей целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного ребенка, что невозможно без взаимодействия родителей и педагогов. Обобщая результаты третьего этапа, можно видеть, что повысился уровень профессиональной компетентности педагогов: овладение различными программами, освоение новых педагогических технологий, расширение личного кругозора. Возросло участие педагогов в педагогическом просвещении родителей, в помощи семьям в вопросах воспитания. Увеличилось количество родителей, стремящихся поделиться с педагогами своими педагогическими знаниями, обменяться литературой по какому-либо вопросу, даже дать компетентную информацию или рекомендацию. Выводы Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группе дало положительные результаты: образовался особый тип совместной деятельности («Социальное партнерство») между родителями и педагогами, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Педагоги и родители разделили между собой ответственность за обучение и воспитание детей. Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, повысилось положительное отношение к детскому саду у родителей через включение родителей в общественную жизнь группы (участие родителей в групповых мероприятиях, совместные походы, соревнования, экскурсии на места работы родителей). Реализация программы невозможна без активной помощи родителей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательнообразовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Большое внимание в программе уделяется социальному партнерству с родителями, опоре воспитательного потенциала семьи. Список литературы 1. Андриеш В. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 2. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей//Управление дошкольным образованием № 4,2002. 3. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования - М.: Мозаика – Синтез, 2010. 4. Доронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.: Просвещение, 2005. 5. Дошкольное воспитание: журн.2011 - № 1, 3, 10. 6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2007. 7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2003. 8. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Л.Н. Литвина. - М.: Просвещение, 1989. 9. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: - М.: АРКТИ, 2003. 10. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2008. 11. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ - М.: Айрис-пресс, 2006. 12. Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Составители Б.М. Бим-Бад. Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика,1987. 13. Никитина Л.А. Мама и детский сад - М.: Просвещение, 1990. 14. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». - М.: Новая школа, 1995. 15. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 16. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 17. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. 18. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия/Сост. и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 19. Ребенок в детском саду: журн. 2010 - № 1, 3, 6. 20. Рубченко А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. - 2005. № 4. 21. Свирская Л.Н. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКАПРЕСС, 2007. 22. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. 23. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. 24. Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа «Семья»//2006 № 1 Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика Синтез, 2007. 25. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. - М.: ВАКО, 2011.