програма взаимодейств с семьями воспит

Утверждено:
Заведующей МБДОУ

детский сад «Тополёк»
__________ С.А. Литвинцева

Программа по взаимодействию ДОУ
с семьями воспитанников

Разработали:
воспитатель Федотова Т.Ф
2022-2023
Содержание программы:
Пояснительная записка
Актуальность
Цели, задачи программы
Этапы реализации программы

Ожидаемые результаты
Механизмы реализации программы
Результативность
Выводы
Список литературы
Пояснительная записка П
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания
подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя
собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими
возможностями в формировании личности ребенка.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми
педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей
воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят
воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это
нужно. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения
многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных
особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного
учреждения.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков
нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения,
чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что
детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И
воспитатели очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по
этой причине.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в
работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей
существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений
могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение
несостоятельности, этнические стереотипы - все это может привести к формированию
личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными
участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить
инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на
благо ребенка.
Программа «Взаимодействия с семьями воспитанников» направлена на
активизацию родителей к совместной работе в группе, обогащение педагогического опыта
по воспитанию детей.
Для успешной реализации программы детский сад располагает такими ресурсами
как:
- квалифицированные специалисты;
- оборудованная группа;
-методические и дидактические материалы для организации совместной
деятельности;
- современные технические средства (проектор, экран, компьютер, DVD-плеер,
телевизор).

Ценность программы состоит в наличии теоретического и практического
материала, направленного на повышение педагогической культуры родителей и
установление доверительных контактов между семьей и детским садом через внедрение
нетрадиционных форм организации общения.
Актуальность
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов
дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями,
чувствами, переживаниями. Повышение педагогической культуры родителей разрешает
сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его
использованием. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития
образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать
разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система
образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но
и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей
образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до
2020 года).
Настоящая программа разработана для того, чтобы повысить педагогический
статус семьи в воспитании ребенка. В процессе формирования у родителей активной
позиции в воспитании ребенка, важное значение отводится обучению разнообразным
формам взаимодействия с ним, наблюдению и оценки его реакции и поведения.
Взаимодействие с родителями строится на личностно-ориентированном подходе,
т.е. с учетом их жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения). Чтобы
позитивно влиять на желания той или иной семьи, участвовать в педагогическом
процессе, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать
индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны
предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и
родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства,
которые необходимы для воспитания ребенка.
Отношения «воспитатель-родитель» основаны на принципах сотрудничества и
свободы выбора. Сотрудничество с родителями не должно быть ограничено только
педагогической пропагандой, при которой семья рассматривается лишь объектом
воздействия, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Принципиально важными являются привлечение родителей к участию в деятельности
образовательного учреждения, активизации их педагогического самообразования,
консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детско-родительских
отношений.
Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ требует иных линий отношений,
направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений
определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - это
общее «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать,
оценивать.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных
взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества,
взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет
лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях,
а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии
способностей ребенка.
Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад,
ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на
воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия
воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе.

Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду,
не волнуют успехи или проблемы их ребенка.
Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители
оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут
интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия
последних могут оказаться напрасными.
Становление родительства - кропотливый и нелегкий труд. Специалисты в области
детско-родительских отношений (А.А.Бодалев, З.Матейчик) важнейшим показателем
качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в
гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Нарушение связей в семье
непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребенка (А.И.Захаров).
По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них
происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских
взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л.А. Абраманян, В.П.Дуброва).
Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои
особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и
родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный
воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему
ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или
иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.
При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и
здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию
во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к
эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш
взгляд, являются:
 неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;
 педагогическая и психологическая неграмотность;
 нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;
 нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.
Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно
помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:
 основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще
сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
 правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе
психокоррекционные принципы;
 как поступать в критических ситуациях.
Цель программы
Установление сотруднических отношений с родителями, совместный поиск
положительных опор в качествах личности ребенка.
Задачи программы
1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2. Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи.
3. Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в
сотрудничестве с ДОУ.
4. Практическая работа по использованию традиционных и новых форм
взаимодействия с семьей с целью вовлечения родителей в педагогический процесс,
обучение их методам и приемам взаимодействия с ребенком в домашних условиях.
5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Этапы реализации программы

Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:
Этап I «Организационный»
Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации
программы.
На данном этапе:

подбор и изучение методической литературы по теме;

планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями;

разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций
на актуальную тематику;

подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;

определяются места проведения мероприятий;

продумывается техническое оснащение мероприятий;

изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационнопросветительской направленности (памятки, буклеты).
Этап II «Основной»
Цель: реализация программных мероприятий.
Этап III «Аналитический»
Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию
программных мероприятий; определение эффективности реализации программы
посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий
год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.
Ожидаемые результаты
Для родителей:

активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с
семьей;

повышение степени участия родителей в разработке и отборе;

повышение уровня включения родителей в участии в различных
мероприятиях группы и детского сада;

повышение педагогической компетенции родителей по вопросам
воспитания детей.
Для педагогов:

обобщение и распространение опыта работы с семьей;

умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование
разнообразных форм и методов работы
Механизмы реализации программы
1.1Формы общения педагогов с родителями воспитанников
В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы
общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их
педагогические знания.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и
наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции,
«Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма
работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их
с задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это
одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как

самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например посещение
семьи. Особенность беседы - активное участие и воспитателя, и родителей.
Наглядно-информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами,
содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного
суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся
видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов,
занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей
пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу
развлекательных программ и игр и направлены на установление неформальных контактов
с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего
ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с
педагогами.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но
они еще недостаточно изучены и обобщены. Можно выделить четыре направления по
вовлечению родителей в совместную педагогическую деятельность по воспитанию детей.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цель: изучение семьи ребенка, выяснение образовательных потребностей
родителей, установление контакта с ее членами для согласования воспитательного
воздействия на ребенка.
Формы работы:
- анкетирование, опрос
Цель: изучение статуса семьи, выяснение условий воспитания и воспитательнопедагогических потребностей родителей.
- Беседа
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу
воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам,
создавать доверительные отношения с родителями.
Методы работы:
- обсуждение общего состояния развития ребенка;
- разъяснение конкретных мер оказания родителям помощи и объяснение
необходимости участия их в общей системе педагогической работы;
- обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка.
В ходе беседы и опроса исключается прямая или косвенная критика действий
родителей, сомнения в их педагогической компетентности.
Содержание беседы должно быть лаконичное, значимое для родителей,
преподноситься таким образом, чтобы побудить собеседников к высказываниям.
Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою
заинтересованность, доброжелательность.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия,
начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить к непосредственно главным темам.
Родитель может внести свои предложения по работе, или дать оценку ее работе в
удобное для себя время на сайте детского сада и других приложениях таких как Вайбер ,
ВК, Телеграм и т.п. На основании этих записей ответственные по направлению
корректируют работу, а руководитель детского сада имеет возможность сделать выводы о
вопросах, беспокоящих родителей и об эффективности работы руководителей
направлений и служб.
- Родительские собрания.
Цель: информирование родителей о результатах работы с ребенком на занятиях,
развлечениях, режимных моментах, экскурсиях как в детском саду, так и дома.
(видеосюжеты); организация взаимной поддержки родителей, наблюдение за динамикой
развития не только своего ребенка, но и других детей.

На родительских собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами,
методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. На
обсуждение выносятся 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно
предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание
целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.
Собрания проводятся 1 раз в квартал. Тема определяется через анкетирование или
опрос родителей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного
возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение
педагогической компетенции.
Формы работы:
- Консультирование.
Цель: формирование у родителей «воспитательной компетентности» через
расширение круга педагогических представлений и знаний; привлечение родителей к
конкретным мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника воспитательнообразовательного процесса.
Формы проведения консультаций:
- квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;
- обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на
консультацию;
- практическое консультирование по обучению родителей совместным формам
деятельности с детьми, носящее воспитательно-обучающую направленность .
- Семинары-практикумы (имеют две части: теоретическую и практическую). Цель:
повышение уровня родительской компетенции, обучение приемам воспитательнопедагогической работы с ребенком.
Методы работы:
- демонстрация фрагментов занятий, комментирование их содержания;
- совместная деятельность с детьми;
- Конференции, круглые столы.
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов
обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На конференции, заседания приглашаются родители, письменно или устно
выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
ДОСУГОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цель: укрепление чувства взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга, как
между детьми, так между родителями и воспитателями.
Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное,
востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Любое совместное
мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности
во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие,
то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с
родительской общественностью в целом.
Формы проведения мероприятий:
- праздники;
- спортивные досуги;
- совместные проекты;
- выставки;
НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Цель: информирование родителей о предстоящей деятельности детей, о
результатах работы; педагогическое просвещение родителей.

Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей
любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских
обязанностях и ответственности.
Предлагаемая информация располагается в родительском уголке. Это могут быть:
- режим дня, меню, сведения об учреждении;
- папки-передвижки;
- стенд с фото «Наши дела»;
- копилка Добрых дел;
- ответы на вопросы родителей;
- теоретическая информация и практические рекомендации по одной теме;
- доска достижений и деятельности детей (рисование, лепка и др.);
- библиотека-передвижка (подбор педагогической литературы);
Наряду с традиционными методами и нетрадиционными формами работы с
родителями в программе используется кратковременный метод проекта.
В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит
эмоциональный контакт, творческое взаимодействие. Атмосфера игры и фантазии
позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны.
Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
Результативность
По результатам первого этапа выполнения программы по взаимодействию
педагогов ДОУ с родителями воспитанников в 2021-2022 учебном году повысился
уровень сотрудничества родителей с ДОУ в вопросах формирования здоровья детей, их
эмоционального и социального развития. Возросла оценка родителей программных задач
игровой и художественной деятельности. Повышается приоритет познавательно-речевого
развития и заинтересованность родителей по этому разделу программы. Резко возросло
сотрудничество родителей и педагогов по вопросам продуктивной деятельности.
Подводя итоги анкетирования второго этапа диагностики, можно сделать вывод о
том, что возросло число родителей заинтересованных в рекомендациях педагогов ДОУ.
Родители стремятся к поиску необходимой информации, а персонал ДОУ имеет авторитет
среди них. Общей для ДОУ и родителей целью воспитания детей дошкольного возраста
является воспитание эмоционально благополучного ребенка, что невозможно без
взаимодействия родителей и педагогов.
Обобщая результаты третьего этапа, можно видеть, что повысился уровень
профессиональной компетентности педагогов: овладение различными программами,
освоение новых педагогических технологий, расширение личного кругозора. Возросло
участие педагогов в педагогическом просвещении родителей, в помощи семьям в
вопросах воспитания. Увеличилось количество родителей, стремящихся поделиться с
педагогами своими педагогическими знаниями, обменяться литературой по какому-либо
вопросу, даже дать компетентную информацию или рекомендацию.
Выводы
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников нашей группе дало положительные результаты: образовался особый тип
совместной деятельности («Социальное партнерство») между родителями и педагогами,
характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и
долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за
результат их сотрудничества и развития. Педагоги и родители разделили между собой
ответственность за обучение и воспитание детей.
Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, повысилось
положительное отношение к детскому саду у родителей через включение родителей в
общественную жизнь группы (участие родителей в групповых мероприятиях, совместные

походы, соревнования, экскурсии на места работы родителей). Реализация программы
невозможна без активной помощи родителей.
Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в
педагогическую
деятельность,
заинтересованное
участие
в
воспитательнообразовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что
это необходимо для развития их собственного ребенка.
Большое внимание в программе уделяется социальному партнерству с родителями,
опоре воспитательного потенциала семьи.
Список литературы
1.
Андриеш В. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. - СПб.: ООО
«Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
2.
Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей//Управление дошкольным
образованием № 4,2002.
3.
Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования - М.: Мозаика – Синтез, 2010.
4.
Доронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных
образовательных учреждений и родителей. - М.: Просвещение, 2005.
5.
Дошкольное воспитание: журн.2011 - № 1, 3, 10.
6.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ:
Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
7.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое
пособие. - М.: АРКТИ, 2003.
8.
История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед.
институтов/ Под ред. Л.Н. Литвина. - М.: Просвещение, 1989.
9.
Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения: - М.: АРКТИ, 2003.
10.
Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным
учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое
пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2008.
11.
Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей:
метод. пособие для воспитателей ДОУ - М.: Айрис-пресс, 2006.
12.
Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Составители Б.М. Бим-Бад.
Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика,1987.
13.
Никитина Л.А. Мама и детский сад - М.: Просвещение, 1990.
14.
О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». - М.:
Новая школа, 1995.
15.
Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная
группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
16.
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. - М.: «Издательство
Скрипторий 2003», 2008.
17.
Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании
дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
18.
Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия/Сост. и авт. предисл.
Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19.
Ребенок в детском саду: журн. 2010 - № 1, 3, 6.
20.
Рубченко А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в
отечественной психологии// Вопросы психологии. - 2005.
№ 4.
21.
Свирская Л.Н. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое
пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКАПРЕСС, 2007.

22.
Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для
учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991.
23.
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей:
Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006.
24.
Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей.
Целевая программа «Семья»//2006 № 1 Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика Синтез, 2007.
25.
Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. - М.: ВАКО, 2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83013358230

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».