Формирование представлений об окружающем мире: общество и государство, культура и история. Социокультурные нормы, традиции семьи, общества и государства. Представления об отечественных традициях и праздниках. Многообразие стран и народов мира.
Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники.
Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. На современном этапе в соответствие c введением ФГОС одним из направлений познавательного развития предусматривается формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста. Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью.
В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, воспитанник может приобрести следующие качества:
- любознательность, он задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется историей предметов народного быта;
- обладает начальными знаниями о себе, о своей семье и социальном мире, в котором он живёт, интересуется семейными традициями, своей родословной ("Семейное древо", "Моя семья", "Любимое место отдыха", всероссийские акции "День флага России", "Окна России", "Окна Победы" и тд.);
- обладает начальными знаниями о природе, умеет связывать их с народными праздниками, такими как: масленица, Пасха, Ивана Купала и другие;
Основными критериями результативности являются:
- проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа;
- овладение элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей;
- активное участие в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
- умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.
Поскольку главными воспитателями ребенка остаются родители, и многое зависит от среды, в которой ребенок растет и развивается, то педагог проектирует свою деятельность в тесной взаимосвязи с семьей, с родителями. Нужно помнить, что семейные традиции являются одним из составляющих компонентов семейного уклада. В них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный климат семьи.
В планирование деятельности по данному направлению входит:
- создание тематических портфолио («Народные праздники на Руси» или «Семейные традиции»);
- тематические беседы («Наша родина – Россия», «Наша Армия родная», «История моего края»);
- рассматривание различных иллюстраций о народных промыслах;
- фотовыставки;
- экскурсии в музей школы, по достопримечательностям родного города;
- создание картотек народных игр, народная игрушка и национальная кукла.
В средствах обучения и воспитания:
- реализуемые долгосрочные проекты «История родного края», «Моя семья», «Семейное древо» и др.;
- совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких
специалистов) в рамках «Осенних посиделок», «Весёлая ярмарка»;
-организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря:
«Пришла коляда – открывай ворота», «Широкая Масленица».