11.10.2022
Использование информационных технологий
Информационно-коммуникационная технология является самым современным инструментом для сбора и обработки информации, ИКТ дают возможность повысить качество обучения и сформировать информационную компетентность детей, помогают ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему, проявлять творчество.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечиваеть комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Актуальность применения ИКТ в дошкольном образовании
В данный период жизни, в условиях ФГОС ДО, предлагающего нам модернизировать и оптимизировать процесс обучения воспитанников, использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры. Для сегодняшних детей мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки, планшеты. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому одним из средств, обладающих уникальной возможностью повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе развития общества, электронных дидактических и познавательных пособий. Это и упомянутые выше электронные дидактические игры и интерактивные плакаты, благодаря которым ребенок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания.
Так как дети большую часть времени проводят в дошкольных заведениях, то на воспитателя возлагается ответственность донести и привлечь внимание детей к образовательной деятельности с применением ИКТ технологий для достижения более успешных результатов в воспитательно-образовательном процессе.
Классификация ИКТ - средств по областям методического назначения:
1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.
2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.
3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.
4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.
Использование компьютерных технологий помогает :
• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• формировать информационную культуру у детей;
• активизировать познавательный интерес;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
• воспитателю напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы;
• более широко общаться на разных методических мероприятиях, например : видео - мастер - классах, вебинарах, конференциях;
• значительно сокращается работа с бумажными носителями;
• создавать условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты;
• общаться с родителями воспитанников, вовлекать в совместную деятельность с применением ИКТ.
Говоря об использовании компьютерных технологий детьми, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий по времени, но непроизвольное внимание у детей младшего возраста очень мало (10-15 минут, поэтому, как правило, дети не могут долго усидеть перед компьютером). Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий с использованием ИКТ - не чаще 2 раза в неделю. В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.
Применение воспитателем ИКТ :
1. Подбор иллюстративного материала для оформления информационных стендов, группы.
2. Подбор дополнительного познавательного и дидактического материала.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других воспитателей.
4. Оформление групповой документации, отчётов.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для лучшего и эффективного достижения поставленных целей при планировании образовательной деятельности, развлечений, праздников, досугов в детском саду.
6. Использование ИКТ при работе с родителями в процессе проведения родительских собраний, круглых столов, консультаций.
7. Создании единой и компактной базы методических и демонстрационных материалов у воспитателя появляется больше свободного времени.
8. Систематическое ведение сайта для повышения компетентности и саморазвития, участие в интернет-викторинах, творческих конкурсах в интернете.
Средства ИКТ, применяемые в ДОУ :
компьютер, мультимедийный проектор, принтер, телевизор, фотоаппарат, магнитофон, видеокамера, электронные доски, сенсорные панели, сенсорный стол
Эффективность использования ИКТ в дошкольном образовании :
- преобразование предметно-пространственной среды,
- создание новых средств для всестороннего развития детей,
- использование новой наглядности,
- дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании,
- разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы),
- в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,
- поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.
ИКТ – технологии облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, что немаловажно в образовательной и воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта в работе.
Одной из наиболее эффективных форм предоставления информации, которая привлечет внимание детей, является презентация.
Существует правило создания презентации для детей: 10-20-30, параметры, подходящие для просмотра детьми: 10 слайдов за 20 минут с размером шрифта не менее 30. Применимы и другие правила для проведения фронтальных мероприятий с использованием мультимедийного проектора, например, расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети, должно быть 2-2,5 метра.
Во время презентации подачу материала лучше чередовать с практическими заданиями, играми.