11.10.2022
«Индивидуальное
консультирование родителей воспитанников в ДОУ»
Детский сад – это не просто заведение, куда родители отдают ребенка на
некоторое время. Это место, где малыш проводит значительную часть своей жизни,
где учится новому и многое узнает. Но работать в ДОУ, надо не только лишь с
малышами. Отдельное и весьма значительное направление – это общение
воспитателей еще и с родителями ребенка. В ФГОС ДО сказано,
что индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в
работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен
чувствовать ситуацию, настроение родителей, поэтому особенно важными являются
индивидуальные консультации. Ведь нередко бывает так, что воспитатель не может
на определенные темы говорить со всеми родителями открыто. В таком случае нужно
применять индивидуальное консультирование. Чаще всего это касается тех
родителей, у кого есть проблемные дети или малыши с особенными потребностями.
При этом стоит помнить, что воспитатель четко должен знать ту грань, когда консультация
должна быть уже не публичной, а строго индивидуальной. Здесь и пригодится
человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Основные этические принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной
этики воспитателя-консультанта.
1. Доброжелательное и без оценочное, отношение к родителям —
комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы родители
чувствовали себя спокойно и комфортно.
2. Воспитателю необходимо уметь внимательно слушать родителей, стараясь
понять их, не осуждая при этом, а также оказывать необходимую моральную
поддержку и помощь.
3. Запрет давать советы — воспитатель, даже несмотря на свой
профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет
родителям, в частности и потому, что жизнь родителей и контекст её протекания
уникальны и непредсказуемы и родители являются основным экспертом в своей
собственной жизни.
4. Анонимность — никакая информация, сообщённая родителями воспитателю, не
может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в
том числе родственникам или друзьям.
Основным средством в индивидуальном консультировании родителей
в детском саду является беседа. С помощью нее можно прояснить детали проблемы:
когда возникает необходимое общение, как ведут себя родители, как в дальнейшем
развивается ситуация. Большую роль в индивидуальных консультациях играют
эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог
должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась.
Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя
смотреть в глаза, а не отводить их в сторону. В ходе консультации важно
избегать нравоучений, назиданий, а говорить с родителями (законными
представителями) доступным языком, проявляя доброжелательность. Нельзя читать
текст "по бумажке". Педагогу необходимо раскрыть суть заданного
вопроса, например: как лучше закаливать ребенка, как организовать его досуг в
семье, как отвечать на детские вопросы. Консультация может проводиться устно и
письменно. В письменной форме педагог может предложить родителям (законным
представителям) памятки, фотографии, списки литературы. В какой бы форме ни
проходило консультирование родителей дошкольников, оно должно дать родителям
(законным представителям, что-то новое, полезное, расширить их педагогические
знания.