11.10.2022
Участие родителей в образовательной деятельности
Одним из важных условий реализации ООП ДО является взаимодействие с семьей: дети, воспитатели, родители, администрация – главные участники образовательных отношений.
Педагогическое взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких сторон (субъектов образовательного пространства) в образовательном процессе. Равноправными субъектами педагогического процесса в детском саду являются дети, воспитатели, специалисты, младшие воспитатели, медицинский персонал, родители (законные представители). Равноправие субъектов подразумевает:
-открытость к взаимодействию;
-возможность запросить, и получить информацию;
-инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с целью удовлетворения потребности может стать любой из субъектов;
-возможность участия субъектов в планировании, реализации, управлении и оценке результатов совместных проектов, образовательного процесса.
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.
Цель коллектива – установить партнерские отношения, объединить усилия для успешного освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, создать атмосферу общности интересов, активизировать родителей через включение их в управление и совместную детско-взрослую деятельность.
Задачи:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Обеспечить учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в определении:
- специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- выбора тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
- сложившихся традиций МДОУ.
4. Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
5. Обеспечить информационную открытость разработки и реализации Программы для предоставления информации о ООП семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность.
6. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
7. Обеспечить консультативной поддержкой родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.
Комплекс мероприятий по взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников
Знакомство с семьей. Важно хорошо узнать семью каждого воспитанника. Знание ее особенностей в воспитании детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Детский сад открыт для родителей и других членов семьи. Родители вносят свой вклад в организацию образовательного процесса.
Особая помощь от родителей ожидается в создании групповой библиотеки, поскольку обмен книгами между семьями обогатит каждого из детей данной группы и создаст между детьми микроклимат, необходимый для общения их друг с другом.
Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Выставки детских работ являются интереснейшей формой информированности родителей о возможностях их детей, но при условии, если результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям, только когда ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи взрослого, и качество работы оценено ребенком адекватно требованиям воспитателя. Не следует торопиться в этот же день выставлять для обозрения родителей работы.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы является ознакомление родителей с особенностями реализации задач образовательных областей. Особо важная задача - формирование физического и психического здоровья детей. В работе с семьей используются разнообразные ее формы: беседы, консультации, родительские собрания и конференции.
Родительские собрания проводятся три раза в год. Каждое родительское собрание важно начинать с открытого просмотра детской деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными и умелыми могут быть их дети.
Организация уголка для родителей. В родительском уголке помещаются экстренная информация краткого содержания, а также ответы на вопросы родителей или варианты ответов на вопросы детей, раскрывающие способы общения взрослых с детьми дошкольного возраста.
Совместная деятельность. Родители играют главную роль в воспитании своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и ребенку в амплификации его развития как неповторимой индивидуальности.
Занятия с участием родителей. Подготовка и организация выставок совместных работ детей и родителей. В младших группах проводятся мастер-классы по изготовлению совместных рисунков, поделок, подарков. В старших группах проводятся домашние праздники с приглашением друзей и воспитателей, а на основе консультаций педагогов — тематические вечера.
ункции совместной партнерской деятельности | Формы работы (взаимодействия) с родителями |
Нормативно-правовая деятельность | знакомство родителей с локальной нормативной базой МДОУ:
вовлечение семьи в управление МДОУ: планирование (учет особых интересов семьи, опора на размышления родителей на процесс развития детей, о своей работе, педагогических знаниях и практическом и жизненном опыте; получение у родителей информации об их специальных знаниях и умениях и использование их в организации образовательной деятельности при ее планировании; получение у родителей информации об их ожиданиях в отношении их ребенка и использование этой информации для выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка, отражая ее в рабочих программах), организации образовательного процесса |
Информационно-консультативная деятельность |
|
Просветительская деятельность |
|
Практико-ориентированная методическая деятельность |
|
Культурно-досуговая деятельность |
|
Индивидуально-ориентированная деятельность |
|