11.10.2022
Индивидуальная поддержка развития детей в семье
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- воспитание уважения к детству и родительству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
- оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Оказание адресной помощи современной семье в деле воспитания, обучения и развития детей
Взаимодействие детского сада с семьёй следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнёров в совместном деле развития, воспитания, обучения и формирования дошкольника. Данное взаимодействие возникает далеко не сразу. Это достаточно длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической компетентности.
Родители испытывают затруднения в развитии, воспитании и обучении своих детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Педагоги дошкольного образовательного учреждения отмечают сохраняющуюся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания и обучения своих детей.
На практике это выражается в следующем:
- недостаточная информированность родителей об особенностях медицинской, психологической, педагогической составляющих развития ребёнка, и, как следствие, неумение оказать ему своевременную необходимую помощь;
- неадекватность ожиданий по отношению к процессам развития, воспитания и обучения ребёнка;
- собственные психологические и педагогические проблемы родителей, которые они пытаются разрешить самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам;
- недостаточное взаимопонимание при взаимодействии с педагогами ДОУ и т.д.
Сегодня необходимо говорить о психолого-педагогическом просвещении родителей дошкольников с целью повышения их педагогической культуры как одном из направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Т.А. Куликова определяет педагогическую культуру родителей как составную часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человеческий опыт воспитания детей в семье.
Педагогическая культура включает несколько компонентов:
1) понимание и осознание ответственности за воспитание детей;
2) знания о развитии, воспитании, обучении детей;
3) практические умения организации жизни и деятельности детей в семье;
4) осуществления воспитательной деятельности;
5) продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).
Одной из задач педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе взаимодействия с семьей является преодоление трудностей в общении из-за различий в уровне подготовки. Можно сказать, что найти «общий язык» с родителями – значит найти «язык доверия».
Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад, и семья. Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания каждой семьи. Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация воспитательного процесса, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно-ориентированного образования дошкольников.
Инициатором установления такого сотрудничества должны быть педагоги образовательного учреждения, так как они профессионально подготовлены к образовательной и воспитательной работе, и понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании, образовании и развитии детей.
К профессиональным функциям современного педагога дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие: 1) участие в педагогическом просвещении родителей; 2) регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения.
Специалистам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в управлении и организации воспитательного процесса с родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей семьи, педагогических условий воспитания ребенка в конкретной семье.
Управление воспитательным процессом с семьей – достаточно сложный процесс, поскольку предполагает личностную и профессиональную готовность всех специалистов ДОУ к принятию и освоению новых подходов в работе с родителями, развитие перспектив образовательного и воспитательного пространства, выбор ценностей при организации воспитательной среды. А также готовность родителей к взаимодействию со специалистами ДОУ по вопросам воспитания детей.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится
Поступаем в детский сад
* Помните: своевременный приход и уход ребенка – необходимое условие правильной реализации воспитательно- образовательного процесса. Приводя ребенка позже 8.30 или 9.00, вы лишаете его завтрака, т.к. пища после завтрака сохраняться не может согласно санитарным нормам, а также лишаете себя общения с воспитателем. Если вы опоздали и пришли во время проведения занятия, Вам необходимо дождаться его окончания, чтобы передать ребенка воспитателю
* Если ребенок не придет в детский сад по болезни или другой уважительной причине необходимо в тот же день утром или накануне вечером сообщить об этом по контактному телефону воспитателя группы или телефону детского сада 43-56-93.
* Если ребенок не посещал детский сад более трех дней, необходимо представить справку о здоровье ребенка от участкового врача.
Для создания комфортных условий пребывания ребёнка в детском саду необходимо иметь:
- не менее двух- трех комплектов сменного белья (мальчикам – шорты, трусики, колготки; девочкам – колготки, трусики, юбочки, носочки);
- два комплекта сменного белья для сна (пижама, пеленка, клеёнка);
- два пакета для чистого и использованного белья;
- на белье, одежде и других личных вещах желательно вышить метки.
Перед тем как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть теплой, легкой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться. Нежелательно ношение комбинезонов.
Сменная обувь для помещений должна быть кожаной на низком каблучке с фиксированным задником (для правильного формирования стопы).
Шлепанцы носить в детском саду категорически запрещено!!!!!!
Для музыкальных, физкультурных занятий с младшей группы необходимо иметь чешки.
Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверять содержимое карманов одежды детей на наличие опасных предметов. Категорически запрещается приносить в д/с острые, режущие, стеклянные, а так же мелкие предметы, таблетки, жевательные резинки, продукты (фрукты, сладости, булочки), дорогие игрушки, украшения, велосипеды
НЕЛЬЗЯ!!!!
Приводить ребенка в детский сад недолеченным, с насморком и кашлем, т.к. это ведет к хроническим заболеваниям детей, особенно в ясельной группе.
О развитии Вашего малыша, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.
Ребёнок должен уметь:
В 2 года
- есть аккуратно, не обливаясь;
- при умывании тереть ладони и части лица, вытираться при помощи взрослого;
- самостоятельно одеваться (натягивать носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого)
- знать места хранения одежды, обуви, игрушек;
- пользоваться носовым платком (при напоминании)
- контролировать физиологические потребности;
В 2 г 6 м
- одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
- расстегивать и застегивать одну- две пуговицы.
В 3 года
- одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;
- складывать свою одежду перед сном;
- застегивать несколько пуговиц, завязывать шнурки;
- замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком;
- регулировать свои физиологические
потребности;
- вытирать обувь при входе в помещение;
- аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
- не выходить из-за стола до конца еды, не мешать за столом другим;
- говорить слова благодарности, здороваться, прощаться;
- знать назначение многих предметов и их местонахождение;
- застегивать несколько пуговиц, завязывать шнурки.