11.10.2022
Усилия по сохранению и укреплению здоровья
В 2021-2022 учебном году в ДОУ действовал план работы, направленный на укрепление здоровья и снижение уровня заболеваемости. Для его реализации и более эффективного выполнения были организованы оздоровительные, профилактические и противоэпидемические мероприятия, включающие в себя следующую работу по здоровьесбережению:
- организация питания детей в соответствии с физиологическими потребностями детей дошкольного возраста и отвечающее нормам СанПиН;
- мероприятия по укреплению иммунитета в период обострения гриппа:
а) витаминизация блюд,
б) фитотерапия,
в) кварцевание помещений
- система эффективных закаливающих процедур, разработанных для каждого возраста, с учетом группы здоровья ребенка;
- максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
- усиление контроля за санитарным состоянием в ДОУ.
Проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за учебный год дети выросли на 2-3 см и прибавили в весе на 2,00-2,500 кг.
Регулярно 3-е физкультурное занятие проводилось на свежем воздухе.
Дети с аллергопатологией находятся под постоянным наблюдением и на особом питании.
Учебная нагрузка днем дозируется с учетом состояния здоровья ребенка, в занятия включаются физкультминутки, элементы релаксации, дыхательные упражнения. Образовательная деятельность проводится в игровой и нетрадиционной форме. Особое внимание во всех группах дошкольного возраста уделялось вопросам безопасности.
Общий показатель физического развития по ДОУ
2021-2022 уч.год | 2020-2021 уч.год | 2019-2020 уч.год |
Высокий уровень-30% Средний уровень-68 % Низкий уровень-2% | Высокий уровень-24_% Средний уровень- 64% Низкий уровень-14% | Высокий уровень-28% Средний уровень- 67% Низкий уровень-5% |
Вывод: Высокий уровень увеличился на 6 %.
На высокий уровень поднята работа по приобщению и обучению детей зимними видами спорта. На протяжении всей зимы дети катались по территории детского сада на лыжах и санках.
В детском саду реализуется программа «Здоровье», физкультурные уголки в группах постоянно пополняются новым спортивным оборудованием, как приобретённым на средства родителей, так и сделанным руками воспитателей. Следует отметить, что во всех группах созданы условия для физического развития детей и на прогулочных участках, где изготовлены постройки для повышения двигательной активности детей. Педагоги продолжают проводить эколого-оздоровительные прогулки, во время которых дети учатся жить в гармонии с природой.
Организация медицинского обслуживания
Медицинское обслуживание детского сада осуществляется старшей медицинской сестрой. Здание оборудовано медицинским блоком, который состоит из медицинского, процедурного кабинета и изолятора. Созданы условия для оздоровительной работы. Кабинеты соответствуют санитарным правилам.
Вакцинирование, медицинский осмотры и лабораторные исследования сотрудников ДОУ осуществляются по графику ежегодно.
Динамика наблюдения за здоровьем детей проводится в определённое время путём педиатрических осмотров:
1. исследование всех критериев, обуславливающих и характеризующих здоровье ребёнка;
2. комплексная оценка состояния здоровья ребёнка и определение группы здоровья;
3. назначение профилактических, воспитательных, оздоровительных и лечебных мероприятий в зависимости от установленного уровня здоровья.
Ежегодно проводится диспансеризация детей детского сада. Каждой возрастной категории соответствует определённый перечень исследований (лабораторных, функциональных) и свой перечень специалистов.
Одним из немаловажных показателей в течение нескольких лет является отсутствие случаев травматизма среди воспитанников и сотрудников.
Образовательная деятельность строится в соответствии с санитарными нормами и правилами, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
физкультурные занятия
самостоятельная деятельность детей
подвижные игры
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, артикуляционная)
двигательно-оздоровительные физкультминутки
физические упражнения после дневного сна
физкультурные прогулки (опушка леса, в парк)
физкультурные досуги
спортивные праздники
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают как рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры);
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Динамические паузы (физкультминутки) | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | педагоги ДОУ |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и со средней степенью подвижности. | Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. | Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. | Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог |
Гимнастика пальчиковая | Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. | Все педагоги ДОУ, логопед |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика пробуждения | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. | Педагоги ДОУ |
Оздоровительный бег | Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке | Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви. | Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ |
Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст – в групповой комнате или физ.зале – 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Психолог, педагоги ДОУ |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Педагоги ДОУ |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ |
Десять золотых правил здоровьесбережения:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!